На основании авторитета Священных Писаний мы утверждаем, что Иисус Христос был и есть Бог-Творец, Бог, Который показал Себя Адаму, Еноху и всем патриархам и пророкам до Великого потопа, вплоть до Ноя; Бог Авраама, Исаака и Иакова; Бог Израиля как единого  народа, а также Бог Ефрема и Иуды по­сле распада еврейской нации; Бог, открывшийся пророкам от Моисея до Малахии; Бог Ветхого Завета и Бог Нефийцев. Мы заявляем, что Иисус Христос был и есть Иегова, Вечный.

Священные Писания выделяют троих персонажей Божества: 1) Бога, Отца Вечного; 2) Его Сына Иисуса Христа; 3) Святого Духа. Они составляют Святую Троицу, являясь тремя физически разделен­ными и различными личностями, которые вместе составляют председательствующий совет в Небесах. Как минимум двое из Них появляются в качестве руководящих участников работы сотворения; этот факт засвидетельствован множеством стихов из книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему»; и, позже, в ходе совещания относительно  согрешения Адама: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас»(1). Из слов Моисея, заново открытых в нынеш­нем устроении, мы более полно узнаем о Богах, Которые активно были вовлечены  в сотворение этой земли: «И Я, Бог, сказал Единородному Моему, Который был со Мной от начала: Создадим человека по образу  Нашему и по подобию Нашему». Затем, далее,  говоря о положении Адама после падения: «И Я, Господь Бог, сказал Единородному Моему: Вот человек стал как один из Нас»(2). В повествова­нии о сотворении, записанном Авраамом, постоянно повторяется: «Боги»(3).

На божественность Иисуса Христа также указывают особые имена и титулы, официально относящиеся к Нему. В соответствии с человеческим суждением, имя не содержит в себе принципиальной значимости; но на взгляд Богов каждое имя является обозначением силы или позиции. Бог праведно ревнив по отношению к святости Своего Собственного имени(4), а также имен, полученных по Его повелению. В случае детей обетованных имена были предписаны до их рождения; это касается нашего Господа Иисуса и Иоанна Крестителя, который был послан уготовить путь для Христа. Имена людей могли быть изменены божественным указанием, когда они были недостаточно хорошими определениями, обозначающими то служение, к которому были призваны их носители, либо особые благословения, им дарованные.

Иисус – личное имя Спасителя, и в таком написании происходит из греческого языка; его еврейским эквивалентом было «Иегошуа» или «Иешуа» либо, как оно звучит по-английски, «Джошуа». В оригинале значение имени понималось как «Помощь Иеговы», или «Спаситель». Будучи столь же распространенным обращением, как Джон, Генри или Чарльз сегодня, это имя было назначено Богом, как уже говорилось выше. Так, Иосифу, нареченному мужу Девы, ангел сказал: «и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»(5).

Христос – священный титул, который не является обычным обращением или распространенным именем; он имеет греческое происхождение, и по своему

значению идентичен еврейскому  «мессия» (Messiah или Messias), что означает  «помазанный»(6). Другие титулы, каждый из которых обладает определенным значением, как-то: Еммануил, Спаситель, Искупитель, Единородный Сын, Господь, Сын Божий, Сын Человеческий и так далее, – встречаются в Писаниях; главное же значение для нас сейчас представляет тот факт, что эти несколько титулов указывают на божественное происхождение и Божественность нашего Господа. Очевидно, что существенно важные имена или звания Иисуса Христа были возвещены до Его рождения и были открыты пророкам, которые жили до Него в смертном состоянии(7).

Иегова – англизированный вариант еврейского Яхве, или Иахве, означающее Сущий, или Вечный. В англоязычной версии Ветхого Завета этому имени обычно соответствует ГОСПОДЬ, набранное заглавными буквами(8). Еврейское Ехиех, означающее «Я есмь», связано по смыслу и грамматически с обозначением Яхве, или Иегова; и именно здесь кроется значимость имени, с которым Господь открылся Моисею, когда последний получил повеление идти в Египет и вывести детей Израилевых из рабства: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам»(9). В последующих стихах Господь провозглашает Себя «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова». Пока Моисей  был в Египте, Господь продолжал открываться ему, говоря: «Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову, а с именем Моим ИЕГОВА (“Господь”) не открылся им»(10). Смысловое ядро, связанное с этим именем, Я есмь, или Иегова (оба варианта имеют, по существу, одно значение), выражает  бытие или продолжительность, не имеющую конца и, с точки зрения общих человеческих систем отсчета, не способную иметь начало; это имя связано с такими другими титулами, как Альфа и Омега, Первый и Последний, начало и конец(11).

Иисус, однажды подверженный допросу и критике одним из евреев, считавшим свое родословие от Авраама залогом священного превосходства, встретил оскорбительные речи заявлением: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь»(12). Истинный смысл этого изречения мог бы быть выражен яснее, будь предложение построено так: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, был Я ЕСМЬ», – что означает то же самое, как если бы Он сказал: прежде нежели был Авраам, был Я, Иегова. Придирчивые евреи были настолько сильно оскорблены, услышав, как Он произносит имя, которое, из-за ложного толкования прежних Писаний(13), они запрещали произносить под страхом смерти, что они немедленно набрали камней с намерением убить Его. Евреи считали имя Иегова непроизносимым, не для называния; они заменяли его священным, хотя и не запрещенным для них именем, Адонай, означающим «Господь». Первоначально термины «Господь» и «Бог», как они появляются в Ветхом Завете, звучали как Яхве либо Адонай; а святое Существо, носящее эти священные имена, был, как показывают приведенные Писания, Иисус Христос.  Иоанн, евангелист и апостол, однозначно идентифицирует Иисуса Христа с Адонаем, или Господом, Который речет голосом Исайи(14), и с Иеговой, говорящим через Захарию(15).

Идентичность Иисуса Христа с Иеговой израильтян была верно понята нефийскими пророками, а истинность их учений была подтверждена воскресшим Господом, явившим им Себя вскоре после Своего вознесения из круга апостолов в Иерусалиме. Вот что гласит летопись: «И было, что Господь открыл уста, говоря им: Встаньте и подойдите ко Мне, чтобы вы могли вложить ваши руки в Мои ребра, а также, чтобы мы могли осязать следы гвоздей в Моих руках и ногах, чтобы могли вы знать, что Я – Бог Израилев и Бог всей земли, преданный смерти за грехи мира»(16).

Нет никакой необходимости приводить развернутые цитаты, обосновывающие наше утверждение, что Иисус Христос был Богом даже до того, как Он получил тело из плоти. Во время предземного периода между Отцом и Сыном была существенная разница в том, что Первый уже прошел через опыт смертной жизни, включая смерть и воскресение, а потому являлся Существом, обладающим совершенным, обессмерченным тело из плоти и костей, в то время как Сын был пока невоплощенным.  Благодаря Своей смерти и следующему за ней воскресению, Иисус Христос сегодня – Личность, подобная Отцу во всех существенных характеристиках.

Общее изучение  свидетельств Писаний приводит к мысли о том, что Бог-Отец Вечный являл Себя земным пророкам и откровителям лишь в очень редких случаях и что принципиальным будет признать священную власть Его Сына, Иисуса Христа. Как уже было показано ранее, Сын был активным исполнителем работы сотворения; на протяжении всех сцен творения Отец выступает главным образом в роли руководителя или наставника. Адаму, Еноху, Ною, Аврааму и Моисею Отец являл Себя, подтверждая Божественность Христа и факт, что Сын есть избранный Спаситель человечества(17). После крещения Иисуса слышен был голос Отца, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»(18); а во время преображения Отцом было дано еще одно свидетельство(19). Во время события, произошедшего позже, когда Иисус молился в скорби душевной, подчиняясь замыслам Отца, чтобы они могли быть исполнены и имя Отца прославлено, «тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю»(20). Воскресший и прославленный Христос был такими словами представлен Отцом Нефийцам Западного полушария: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение, в котором Я прославил имя Мое, слушайте Его»(21). Со времени события, только что отмеченного, голос Отца не звучал более среди людей, как утверждают писания, до весны 1820 года, когда Оба, как Отец, так и Сын, явились пророку Джозефу Смиту, и Отец сказал: «Сей есть Мой Возлюбленный Сын. Слушай Его!»(22) Таковы примеры записи, в которых Отец Вечный отдельно от Сына открывался человеку через Свое личное высказывание или иное откровение. Бог-Творец, Иегова Израиля, Спаситель и Искупитель всех народов, племен и языков, есть Одно лицо – и это Иисус Христос.

 

Примечания

(1) Бытие 1:26 и 3:22.

(2) Моисей 2:26 и 4:28.

(3) Авраам, главы 4 и 5.

(4) Исход 20:7; Левит 19:12; Второзаконие 5:11.

(5) От Матфея 1:21; см также стихи 23, 25; От Луки 1:31.

(6) От Иоанна 1:41; 4:25.

(7) От Луки 1:31; 2:21; От Матфея 1:21, 25; см также стих 23 и ср. Исайя 7:14; от Луки 2:11. Далее см. Моисей 6:51, 57; 7:20; 8:24; 1 Нефий 10:4; 2 Нефий 10:3; Мосия 3:8.

(8) В таком виде имя появляется в Бытие 2:5; см также Исход 6:2-4; для сравнения см. Бытие 17:1; 35:11.

(9) Исход 3:13, 14; сравни, сколь уважительно отношение к вечности, выражаемое Его именем: Исайя 44:6; От Иоанна 8:58; К Колоссянам 1:17; К Евреям 13:8; Откровение 1:4; см также Моисей 1:3 и сноски, приведенные там.

(10) Исход 6:2, 3.

(11) Откровение 1:11, 17; 2:8; 22:13; ср Исайя 41:4; 44:6; 48:12.

(12) От Иоанна 8:58.

(13) Левит 24:16.

(14) Исайя 6:8-11; ср. От Иоанна 12:40, 41.

(15) Захария 12:10; ср. От Иоанна 19:37.

(16) 3 Нефий 11:13, 14; см также 1 Нефий 17:40 и заметьте в ст. 30, что об Искупителе здесь говорится как о Боге, Который избавил Израиль.  Далее см. Мосия 7:19.

(17) Моисей 1:6, 31-33; 2:1; 4:2, 3; 6:57; сравни 7:35, 39, 47, 53-59; 8:16, 19, 23, 24; Авраам 3:22-28.

(18) От Матфея 3:17; также От Марка 1:11; От Луки 3:22.

(19) От Матфея 17:5; От Луки 9:35.

(20) От Иоанна 12:28.

(21) 3 Нефий 11:7.

(22) Джозеф Смит – История 1:17.

The following two tabs change content below.

Эля

Эля живет по принципу: жизнь — это не те дни, которые прошли, а те, которые запомнились. Ей нравятся детский смех, вечерние прогулки с семьей, запах дождя, вельш-корги и эскимо с малиновым джемом. Эля живет с мужем и четырьмя детьми в Ореме, штат Юта.
Share This