«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него» (Еккл 4:9-12).
Случалось ли вам ощущать себя тем самым одним, которого некому поднять, некому согреть и некому защитить? Случалось ли вам изнывать от боли, которой не с кем поделиться? Или остро нуждаться в совете и поддержке, которую никто не может вам предложить? «Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей» (Пс 141:4).
Мы пришли в этот мир, чтобы иметь радость. И да, он действительно прекрасен, и в нашей жизни есть множество моментов, за которые хочется поблагодарить Небеса. Но случаются периоды, когда все идет совсем не так, как нам хотелось бы. Кого-то терзают болезни, кто-то не может смириться с нищетой, а кого-то терзает одиночество. И так было всегда, начиная со дней Адама.
Найдётся ли среди нас хоть один человек, которому незнакомо состояние одиночества? Что оно для вас — мучение или благо, потеря или приобретение, свобода или пустота? Можно ли оказаться одиноким, когда вокруг множество людей? Можно ли не чувствовать себя одиноким, даже если рядом нет ни единой души? Может ли одиночество стать благословением?
В каждой ситуации ответы на эти вопросы окажутся разными. И все же попробуем понять, для чего Бог позволяет нам оставаться одинокими, и чему мы можем научиться, проходя через подобный опыт.
В Священных Писаниях есть достаточно примеров, когда самые разные люди оказывались в одиночестве. В чем-то их ситуации были похожи, но во многом и отличались.
Одиночество среди чужих
Что должен был чувствовать Иосиф, проданный братьями в чужую страну, оказавшись среди людей, которых он не знал и для которых был чужаком? После того, как он был любимым сыном у своего отца, который баловал его, после обеспеченной жизни в благополучной большой семье, Иосиф оказался слугой, нужды и переживания которого никого не волновали. Что можно чувствовать, зная, что виной тому твои собственные братья? А ведь Иосифу на тот момент было 17 лет, возраст, когда человек особенно нуждается в признании и любви родных. Разве все это не является достаточным основанием, для того чтобы обидеться на весь мир, уйти в себя и позволить себе быть несчастным и одиноким?
Здесь же можно вспомнить Руфь, верную женщину, после смерти мужа добровольно последовавшую за свекровью в чужую страну, к чужим для неё людям, понимая, что они вполне могут отнестись к ней враждебно. В её собственной стране царили совсем другие порядки, там верили в своих богов и соблюдали свои традиции. Руфь была моавитянкой, а в Израиле этот народ совсем не был почитаем. Да, её никто к этому не принуждал. И тем не менее можно предположить, что вдали от тех, кого она любил, и для кого была дорога, она не могла не чувствовать себя одиноко. Но к моменту смерти мужа, за время проживания в его семье, Руфь многое узнала об истинном Боге и приняла Его всем сердцем.
К счастью для обоих, они были научены верить в Бога и любить Его. И Он был с Иосифом все время его страданий в плену, и наделял решимостью Руфь в её служении. Именно близкие отношения с Богом и готовность служить людям, пусть поначалу и чужим, помогли Иосифу и Руфи не только пройти через одиночество, но и чувствовать себя вполне счастливыми.
Иуда Искариот, в отличии от них, сам своими действиями навлек на себя гнев Бога, и в конечном итоге оказался отвергнут всеми. Деньги не принесли ему радости, люди отвернулись от него, Бога не было рядом с ним. В его одиночестве не было ни света, ни утешения, только безысходность и страх. Отвернувшись от Бога, он действительно оказался совсем один.
Одиночество среди своих
Если одиночество, которое мы испытываем, оказавшись в обществе чужих людей, вполне объяснимо и понятно, то с одиночеством, наступающим, когда вокруг нас люди, которых мы называем близкими, дело обстоит сложнее.
С таким одиночеством столкнулся Иов. Друзья, так и не сумевшие его понять, жена, не справившаяся со свалившимися на семью трудностями, и оставившая мужа, обвинив его во всех проблемах. Непонимание со стороны чужих людей неприятно, но стороны своих почти непереносимо. На Иова свалилось множество испытаний, любое из которых само по себе способно сломить человека. И, думается, одиночество среди дорогих людей было среди них далеко не последним.
Не то же ли чувствуют мужья и жены, когда между ними нет единства, когда уходит тепло и дом наполняется холодной отрешенностью, где каждый живет своей жизнью? В подобной ситуации, вероятнее всего оказалась Авигея, жена Навала, о которой говорится в Ветхом Завете. Сложно ожидать душевного тепла от человека «жестокого и злого нравом», каким был Навал.
Иов нашел утешение в своих отношениях с Богом, в своей праведности, которая давала ему надежду на помощь. Авигея также, несмотря на непонимание мужа, просто старалась исполнять свою часть, за что впоследствии и была благословлена Богом.
Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле (Пс. 101:8)
Ситуации, о которых мы говорили, можно назвать внутренним одиночеством. Но случается и так, когда мы действительно оказываемся в полной изоляции, совершенно одни. Сколько душевной боли слышится в словах Давида, когда он, очутившись в пещере, и оказавшись покинут всеми, взывал к Богу о помощи и защите: «Смотрю на правую сторону и вижу, что никто не признает меня, не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей» (Пс. 141:4)! Как в такой ситуации не сломаться, не впасть в отчаяние? Только вера в то, что Бог рядом, Он слышит и поможет пережить это тяжелое время, придавала Давиду сил.
Его безграничная вера и наличие цели, которые наполняли его жизнь в те тяжелые годы, помогли ему пройти через испытание одиночеством.
Да, одиночество может оказаться тяжелым крестом. Но оно же в какой-то период жизни может оказаться и благословлением. Не зря же многие пророки, да и сам Иисус порой искали одиночества, уходя туда, где никто не мог помешать им общаться с Небесным Отцом. Оказавшись в одиночестве, мы можем ощутить особую связь, особую близость с Богом. Именно в такие моменты очень остро ощущается потребность в его присутствии, в его любви.
С тем или иным видом одиночества, скорее всего, придется столкнуться каждому из нас. И станет ли оно тяжким бременем или благословением зависит от того, сможем ли мы в этот момент обратиться к Богу, возложить на него свое упование, или предпочтем жаловаться на несправедливость судьбы и искать утешение в мирских делах.
Бог рядом. Всегда. И в нашем одиночестве мы можем быть не одиноки.
Автор: Анна Селимова.
Читайте также:
Мать Тереза: когда приходит темная ночь наших душ
Эля
Latest posts by Эля (see all)
- Этот эксперимент меняет смысл фразы «стоять на святых местах» - 24.Август 2019
- Почему чувство бесполезности бессмысленно - 18.Май 2019
- Распознавание наших чувств: беспокойство или внушение Духа? - 4.Май 2019