Старое деревянное ведро, притча о водоносе

Я вспомнила эту притчу, когда мы сидели в кафе, ожидая, когда принесут наш заказ.

«Девочки, — сказала вдруг одна из моих подруг. — Я не знаю, что мне делать. Я совершенно не люблю себя, ну просто совсем. Я не вижу ничего, за что я могла бы себя любить».

Тут-то эта притча и пришла мне в голову. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что она и до этого периодически напоминала о себе. Видимо, есть в ней что-то важное именно для меня. И ведь вроде сюжет этой притчи совсем простой. Она повествует о водовозе, вынужденном каждый день проделывать длинный путь от колодца до дома, неся в руках два тяжелых ведра. Край, где он жил, был довольно засушлив, дожди случались очень редко, воды требовалось много. У водоноса было всего два ведра, их-то он и использовал.

Одно ведро было почти новым, блестящим и крепким, а другое уже давно не умело так отражать солнечные лучи, поскрипывало, раскачиваясь в руке водоноса, но самое печально заключалось в том, что это ведро протекало. И, как ни старалось оно избавиться от этой неприятности, всё же вода продолжала по капле просачиваться наружу, так что в результате, от колодца до дома ведру удавалось донести лишь чуть больше половины той воды, что была ему доверена, да и то лишь в те дни, когда водонос не останавливался слишком часто для того чтобы передохнуть.

Ночью оба ведра тихо стояли на крыльце в ожидании нового дня. Дырявое ведро с завистью смотрело на целое и чувствовало себя самым несовершенным, самым плохим ведром в мире. Оно беспрестанно прокручивало в памяти свои неудачи и подсчитывало понесённые из-за его слабости убытки. Ему казалось странным, что водонос до сих пор не отдал его туда, куда уходили все отслужившие свой срок вещи. И однажды не выдержав, ведро спросило водоноса, почему он всё ещё использует его, такое слабое и не способное сохранить воду.

Водонос улыбнулся. «Пойдём, — он взял ведро в руку и показал ему дорогу по которой они ходили изо дня в день — Видишь, с той стороны дороги, мимо которой я несу целое ведро, всё сухо и пустынно, а там, где проходишь ты, всё зелёное и цветущее. Как ты думаешь, почему?» Ведро смотрело на своего хозяина с удивлением и надеждой. «Потому, что ты каждый день поливаешь эти растения вытекающей из тебя водой. Никто другой не смог бы справиться с этой задачей лучше. Поэтому мне нужно именно такое ведро, как ты». С того времени ведро больше не терзало себя и не завидовала своему соседу. Оно радовалось цветам, траве и тому, что и оно может быть кому-то нужным.

Вспоминая эту притчу, я думаю о том, что тому ведру сильно повезло: оно нашло в себе решимость спросить, а водонос нашёл в себе мудрости подобрать нужные слова. В нашей жизни, к сожалению, не всегда происходит так гладко. Порой мы чувствуем себя некрасивыми, бесполезными, бездарными, беспомощными и ещё много всяких «не» и «без», и рядом нет никого, кто мог бы показать нам цветы, растущие с нашей стороны дороги. И тогда мы теряем всякую радость и всякий смысл. Особенно тяжело приходится людям, живущим в мире, не зная о Боге, не догадываясь о том, что со всеми нашими проблемами, вопросами, радостями и печалями, мы можем обращаться к Нему, нашему Создателю.

Конечно, далеко не всегда ответ, который мы получаем, бывает столь очевиден, как в притче — гораздо чаще он приходит тихо и незаметно, и требуется время и смирение для того, чтобы его понять. Я рада, что в своё время приняла крещение в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), и сейчас у меня нет сомнений в том, что мы действительно дети Небесного Отца, созданные по Его подобию, и в каждом из нас, без единого исключения, заложен божественный потенциал. И если для нас, несовершенных людей, наши дети значат так много, что мы готовы многим пожертвовать ради их блага, то насколько же более каждый из нас ценен в глазах совершенного Отца. И как печально было бы нам, как родителям, узнать, что наш ребёнок не любит, не принимает самого себя! Мы — любимые дети Бога, и уже одно это стоит того, чтобы относится к себе с любовью.

Есть мнение, что любовь к себе это эгоизм, что мы должны отречься от себя и посвятить всё время и все силы служению другим, что невозможно любить себя и не быть при этом самодовольным. Однако, сложно представить, чтобы человек, который ни во что себя не ставит, был счастлив. А может ли несчастный человек в полной мере служить другим? Если бы Иисус не ожидал от нас, что мы будем любить себя, Он не сказал бы столь широко известных слов: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Когда мы теряем естественное чувство любви к самому себе, то подавленное состояние и печали становятся нашими привычными спутниками, лишая нас возможности радоваться и служить. Не научившись относиться с любовью к себе, мы навряд ли сможем в полной мере любить тех, кто рядом, также как и искренне принимать их любовь. Что же заставляет нас в какой то момент понять, что мы не нравимся самим себе? Наши внешние несовершенства? Слабости, которые то и дело вылезают наружу, делая тщетными наши попытки справиться с ними? Неспособность в совершенстве выполнять все те роли, которые есть в нашей жизни, например, быть идеальной матерью, женой, дочерью? Грехи, заставляющие чувствовать себя несчастными? Да, наверное есть множество причин, каждая из которых способна подорвать нашу любовь к себе. Как можно любить такого слабого, далёкого от идеала человека? Но, согласитесь, последнее, что может помочь нам в такой ситуации — это бездействие, бесконечное внутреннее терзание и попытки сравнивать себя с теми, кто кажется нам более успешным.

Мне очень нравится высказывание Кларка Свэйна на эту тему:

«Если вы действительно любите себя, вы всегда будете помнить о том, что вы физическое, умственное и духовное существо. Любить себя так, как от нас того хочет Бог, — значит заботиться об охране своей жизни и здоровья для того, чтобы выполнить свою миссию на земле… Быть умственно здоровым — значит понимать, что слава Божья — это прежде всего наш интеллект. Зная это вы захотите постоянно повышать свои знания, становиться мудрее и избегать литературы, фильмов и разговоров, которые засоряли бы ваш разум. Те, кто именно так любит себя, серьёзно относятся к учениям Господа, где говорится, что мы должны позволить добродетели постоянно украшать наши мысли. Сохранять себя морально чистыми — это значит должным образом любить себя… Полное раскаяние в совершенном грехе и прощение себя — важное требование любви к себе… Постоянное сравнивание себя с другими может привести к ощущению либо неполноценности, либо превосходства… Поверьте в свою уникальность, и не пытайтесь сравнивать себя с кем-нибудь другим. Это поможет вам должным образом любить себя, не становясь при этом самонадеянным».

Любовь к себе, такая, которой ожидает от нас Господь, так же как и всякая другая любовь, не приходит сама по себе. Иногда требуется приложить усилия для того, чтобы подружиться с собой, таким несовершенным, но ведь и таким же неповторимым. Возможно, стоит разобраться, в чем именно кроется проблема, и начать работать именно над ней. К примеру, делать зарядку по утрам, если мы недовольны своим телом, или читать побольше хороших книг, если наше образование кажется нам недостаточным. Возможно, стоит помолиться, подумать и составить план того, что можно было бы изменить. А кому-то достаточно будет просто перестать слишком много думать о собственных слабостях и переключиться на служение другим, ведь деятельно проявляя свою любовь к окружающим, мы становимся лучшего мнения и о самих себе.

Если же есть что-то, что изменить не в наших силах, значит просто принять это как факт нашей жизни, который призван нас чему-то научить. И помнить о том, что наша жизнь — это время когда мы получаем опыт, учимся и иногда, чем сложнее урок, тем больше пользы мы из него выносим.

Автор Анна Марталлер.

The following two tabs change content below.

Эля

Эля живет по принципу: жизнь — это не те дни, которые прошли, а те, которые запомнились. Ей нравятся детский смех, вечерние прогулки с семьей, запах дождя, вельш-корги и эскимо с малиновым джемом. Эля живет с мужем и четырьмя детьми в Ореме, штат Юта.
Share This