Иосиф и Мария по пути в Вифлеем

На Божественность Иисуса Христа также указывают особые имена и титулы, официально относящиеся к Нему. В соответствии с человеческим суждением, имя не несет на себе принципиальной значимости; но на взгляд Богов каждое имя является обозначением силы или позиции. Бог праведно ревнив по отношению к святости Своего Собственного имени (Исход 20:7; Левит 19:12; Второзаконие 5:11), а также имен, полученных по Его повелению. В случае детей обетованных имена были предписаны им еще до их рождения; это касается нашего Господа Иисуса и Иоанна Крестителя, который был послан уготовить путь для Христа. Имена людей могли быть изменены по Божественному указанию, когда они были недостаточно хорошими определениями, обозначающими то служение, к которому были призваны их носители, либо особые благословения, им дарованные.

Иисус — личное имя Спасителя, и в таком написании оно происходит из греческого языка; его еврейским эквивалентом было «Иегошуа» или «Иешуа» либо, как оно звучит по-английски, «Джошуа». В оригинале имя означало «помощь Иеговы», или «Спаситель». Будучи столь же распространенным обращением, как Джон, Генри или Чарльз в наши дни, это имя было назначено Богом, как уже говорилось выше. Так, Иосифу, обрученному мужу Девы, ангел сказал: «и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (От Матфея 1:21; см также стихи 23, 25; От Луки 1:31).

Христос — священный титул, который не является обычным обращением или распространенным именем; он имеет греческое происхождение и по своему значению идентичен еврейскому «Мессия» (англ. Messiah или Messias), что означает «Помазанник» (От Иоанна 1:41; 4:25). Прочие титулы, каждый из которых обладает определенным значением, например: Еммануил, Спаситель, Искупитель, Единородный Сын, Господь, Сын Божий, Сын Человеческий и многие другие, — тоже встречаются в Священных Писаниях; однако для нас сейчас главное значение имеет тот факт, что эти несколько титулов указывают на Божественное происхождение и Божественность нашего Господа. Насколько мы видим, существенно важные имена или звания Иисуса Христа были возвещены еще до Его рождения и были открыты пророкам, которые жили на Земле прежде Него (От Луки 1:31; 2:21; От Матфея 1:21, 25; см. также стих 23 и ср. Исаия 7:14; от Луки 2:11. Далее см. Моисей 6:51, 57; 7:20; 8:24; 1 Нефий 10:4; 2 Нефий 10:3; Мосия 3:8).

Иегова — англизированный вариант еврейского Яхве, или Иахве, означающее Сущий, или Вечный. В англоязычной версии Ветхого Завета этому имени обычно соответствует ГОСПОДЬ, набранное заглавными буквами (В таком виде имя появляется в Бытии 2:5; см также Исход 6:2-4; для сравнения чит. Бытие 17:1; 35:11). Еврейское Ехиех, означающее «Я есть», связано по смыслу и грамматически с обозначением Яхве, или Иегова; и именно здесь кроется значимость имени, с которым Господь открылся Моисею, когда последний получил повеление отправиться в Египет и вывести детей Израилевых из рабства: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исход 3:13, 14; ср., сколь уважительно отношение к вечности, выражаемое Его именем: Исаия 44:6; От Иоанна 8:58; К Колоссянам 1:17; К Евреям 13:8; Откровение 1:4; см также Моисей 1:3 и сноски, приведенные там). В последующих стихах Господь провозглашает Себя «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова». Пока Моисей  был в Египте, Господь снова открылся ему, сказав: «Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову, а с именем Моим ИЕГОВА («Господь») не открылся им» (Исход 6:2, 3. Примечание 2, конец главы). Смысловое ядро, связанное с этим именем, Я есмь, или Иегова (оба варианта имеют, по существу, одно значение), обозначает бытие или продолжительность, не имеющую конца и, с точки зрения общих человеческих систем отсчета, не способную иметь начало; это имя связано с такими другими титулами, как Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец (Откровение 1:11, 17; 2:8; 22:13; ср. Исаия 41:4; 44:6; 48:12).

Однажды Иисус, подвергнутый допросу и критике некоторыми евреями, считавшими свое родословие от Авраама залогом священного превосходства, встретил их оскорбительные речи заявлением: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (От Иоанна 8:58). Подлинный смысл этого изречения мог бы быть выражен яснее, будь предложение построено так: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, был Я ЕСМЬ», — что означает то же самое, как если бы Он сказал: прежде нежели был Авраам, был Я, Иегова. Придирчивые евреи были настолько оскорблены, услышав, как Он произносит имя, которое в силу ложного толкования прежних Писаний (Левит 24:16. Примечание 3, конец главы), они запрещали произносить под страхом смерти, что они немедленно набрали камней с намерением убить Его. Евреи считали имя Иегова непроизносимым, не для оглашения; они заменяли его священным, хотя и не запрещенным для них именем Адонай, означающим «Господь». Первоначально термины «Господь» и «Бог», как они появляются в Ветхом Завете, звучали как Яхве либо Адонай; а святой Личностью, носящей эти священные имена, был, как показывают приведенные писания, Иисус Христос.  Иоанн, евангелист и Апостол, однозначно идентифицирует Иисуса Христа с Адонаем, или Господом, Который речет голосом Исаии (Исаия 6:8-11); ср. От Иоанна 12:40, 41, и с Иеговой, говорящим через Захарию (Захария 12:10; ср. От Иоанна 19:37).

Имя Элохим часто появляется в еврейских текстах Ветхого Завета, хотя его нельзя найти в англоязычных версиях. По своей грамматической форме это существительное во  множественном числе (Форма в единственном числе — «Элоах» — появляется лишь в поэтических произведениях); но оно выражает скорее множество превосходства или силы, нежели численность. Это есть выражение высшего, или абсолютного величия и могущества. Элохим, как это имя понимается и используется в восстановленной Церкви Иисуса Христа, есть имя-титул Бога Отца Вечного, Чей Первородный Сын в духе является Иеговой, а во плоти — Единородным,  Иисусом Христом.

Иисус из Назарета, Который в торжественном свидетельстве евреям провозгласил Себя «Я есмь», или Иеговой, Который был Богом до того, как Авраам жил на Земле, был Тем Самым, Кто постоянно именовался Богом, заключившим заветы с Авраамом, Исааком и Иаковом; Богом, Который вывел Израиль из Египетского плена навстречу свободе и земле обетованной, тем одним и единственным Богом, известным через прямое и личное откровение еврейским пророкам в целом.

Идентичность Иисуса Христа с Иеговой израильтян была совершенно понятна нефийским пророкам, и истинность их учений была подтверждена воскресшим Господом, явившим Себя им вскоре после Своего вознесения из круга Апостолов в Иерусалиме. Вот что гласит летопись: «И было, что Господь открыл уста, говоря им: Встаньте и подойдите ко Мне, чтобы вы могли вложить ваши руки в Мои ребра, а также, чтобы мы могли осязать следы гвоздей в Моих руках и ногах, чтобы могли вы знать, что Я — Бог Израилев и Бог всей Земли, преданный смерти за грехи мира» (3 Нефий 11:13, 14; см. также 1 Нефий 17:40 и заметьте в ст. 30, что об Искупителе здесь говорится как о Боге, Который избавил Израиль. Далее см. Мосия 7:19).

*Значимость имен, данных Богом, находит отражение во многих отрывках из Священных Писаний. Вот примеры тому: «Иисус», означающее Спаситель  (От Матфея 1:21; От Луки 1:31); «Иоанн», обозначающее Дар Иеговы, что особенно применимо к Крестителю, который был послан на Землю с целью уготовить путь для пришествия Иеговы во плоти (От Луки 1:13); «Измаил», означающее Бог услышит (Бытие 16:11); «Исаак» означающее смех (Бытие 17:19, ср. 18:10–15). В качестве примеров изменения имен властью от Бога, чтобы обозначить заслуженные благословения либо особые призвания, обратим внимание на следующие: «Аврам», означающее благородство, возвышение либо — более распространенный вариант — отец возвышения, было изменено на «Авраам», отец множества народов, и это отразило причину этого изменения, произошедшего тогда: «ибо отцом над многими народами поставлю тебя» (Бытие 17:5). «Сара», имя жены Авраама, с неясным происхождением, было замещено именем «Сарра», что означает царица (Бытие 17:15). «Иаков», имя, данное сыну Исаака с указанием на обстоятельства, предшествующие его рождению, и означающее берущий хитростью, заменено на «Израиль», богоборец, князь Бога; как это явствует из слов, поясняющих изменение: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Бытие 32:28; сравни 35:9-10). «Симон», значащее услышание, став именем главного Апостола Иисуса Христа, было изменено Господом на «Кифа» (арамейское) либо «Петр» (греческое), что означает камень (От Иоанна 1:42; От Матфея 16:18; От Луки 6:14). На Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, Господь возложил имя-титул «Воанергес», означающее сыны громовы (От Марка 3:17).

В статью включены выдержки из книги Джеймс Талмейджа «Иисус есть Христос».

Статья написана приглашенным автором.

The following two tabs change content below.

Эля

Эля живет по принципу: жизнь — это не те дни, которые прошли, а те, которые запомнились. Ей нравятся детский смех, вечерние прогулки с семьей, запах дождя, вельш-корги и эскимо с малиновым джемом. Эля живет с мужем и четырьмя детьми в Ореме, штат Юта.
Share This