Мормоны часто определяют милосердие как любовь Христову, цитируя пророка из Книги Мормона. Они учат, что когда мы служим другим, мы также служим Богу, и обращаются к примеру Спасителя в решении как служить другим.

Во время земной миссии Иисуса Христа Его спросили о том, какая заповедь является самой главной. Он ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим”: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.” (Матфей 22:37-40)

Для Спасителя любовь и милосердие тождественны. Все Его деяния милосердия исходили не из чувства долга, но из глубокого чувства любви ко всем, кому Он помогал. Служа другим, Он не ограничивался лишь друзьями, хотя Он служил и им. Он не ограничивался лишь богатыми или средними слоями общества. Он не ограничивался лишь теми, кто, в глазах мира, был достоин милосердия.

Лучше всего мы можем понять чувства Спасителя к милосердию, замечая то, как Он относился к другим во время Своего служения. Однажды фарисеи привели к Нему женщину, которую поймали за совершением прелюбодеяния. Они напомнили Ему, что по закону ее нужно забить камнями, и спросили, что, по Его мнению, им следует сделать. Их целью не было узнать Его совет, но поймать Иисуса в ловушку. Тем не менее, Он поступил так же, как Он сделал бы, если бы мотив был чистым. Мир не мог повлиять на то, как Он относился к другим. Он опустился на колени, рисуя на земле и как будто не слыша их. Они продолжали спрашивать, и наконец Он ответил: “Кто из вас без греха, первый брось на нее камень” (Иоанн 8:7). Пристыженные, те удалились. Когда Иисус остался наедине с женщиной, Он спросил, остался ли еще кто-то из ее обвинителей, и она сказал, что нет. Он мягко сказал ей, что и Он не осуждает ее, но предупредил ее больше не грешить.

Это один из самых величественных примеров милосердия Спасителя. Он защитил женщину от унижения и смерти, сохранил ее достоинство, отказавшись судить ее достоинство и наставил ее избегать такой же ситуации в будущем.

Однажды к Нему за помощью воззвал слепой. Другие сказали этому мужчине не беспокоить Иисуса. Ведь он был всего лишь слепым нищим, а не кем-то “важным” в глазах мира. Однако, Иисус услышал Его и подозвал к Себе. Он спросил его, как Он может помочь, и мужчина попросил вернуть ему зрение. Иисус не только восстановил его зрение, но и передал ясное послание тем, кто посчитали слепого недостойным милосердия Господа. Он сказал мужчине, что его собственная вера спасла его. У этого человека, которого остальные считали за ничтожество, было достаточно веры, чтобы исцелиться, и это, безусловно, послужило упреком всем тем, которые считали его недостойным.

Милосердие Спасителя, благодаря Его отношению к другим, всегда помогало людям научиться тому, как уважать самих себя. В Его глазах каждый был достоин уважения. Это указывало людям направление к лучшей жизни. Его милосердие распространялось также и на небольшие, но непосредственные нужды. Примером служит история о том, как Он накормил множество людей, которые в тот момент хотели есть.

Хотя это и не было основной причиной для этой истории, Иисус рассказал притчу и богатом человеке, жившем в большом доме. За воротами жил нищий по имени Лазарь. (Заметьте, что Иисус называет нищего по имени, но не считает нужным упомянуть имя богатого человека, несмотря на то, что история в основном о нем.) Богатый человек не делает ничего, чтобы помочь нищему, который нуждается в еде и медицинской помощи. Когда оба человека умирают, нищий получает награду, а богатый подвергается вечному наказанию, что ему, конечно, кажется нечестным. Когда он просит, чтобы к нему направили Лазаря, чтобы служить ему, Авраам говорит: “Чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.” (Лука 16:25)

Спаситель ясно дает нам понять в этой притче, что человек, не желающий служить другим и проявлять милосердие, не может сам ожидать милосердие, когда он в этом нуждается.

Царь Вениамин, пророк в Книге Мормона, учил свой народ этому виду христианского служения и предупреждал их насчет неправедных суждений в отношении тех, кому служить:

Быть может ты скажешь: Этот человек сам навлек на себя свое горе, а потому я удержу руку мою, не дам ему пищи и не уделю ему от состояния моего, чтобы уменьшить страдания его, ибо справедливо наказание его;

Но я говорю тебе, о человек, что тот, кто поступит так, сам весьма нуждается в покаянии; и, если не покается в том, что сделал, то навеки погибнет, не иметь ему награды в царстве Божием.

Ибо вот, не все ли мы нищие? Не все ли мы зависим от одного и того же Существа, а именно — Бога, так же, как и наше состояние, которое мы имеем: наша пища и одежда, золото и серебро и всякого рода богатства, которые имеются у нас? (Мосия 4:17-19)

На примере служения Спасителя мы видим, что Он Сам жил по этому же учению. Величайший пример отношения Спасителя к милосердию мы, конечно, находим в последние дни Его жизни, когда Он взял на Себя наши грехи в Гефсиманском саду. Хотя Он жил совершенной жизнью, Он пострадал за каждого человека, когда-либо жившего, достойного и недостойного, за тех, кто заслужил помощь, и за тех, кто сами навлекли на себя бедствия вследствие неправильных решений. Он не делал различия между нами. Он любит всех одинаково и пострадал за каждого лично.

Миру, в котором мы живем, принесло бы большую пользу, если бы люди повсюду проявляли чистую любовь Христа, которая добра и смиренна. В ней нет зависти или гордыни. Она бескорыстна, потому что не просит ничего взамен. Она не поощряет зло, не радуется неправедности, в ней нет места предубежденности, ненависти или жестокости. Она не оправдывает насмешки, вульгарность, издевательства или гонения. Она призывает разных людей жить вместе в христианской любви, независимо от религиозных убеждений, расы, национальности, финансового положения, образования или культуры. (Говард В. Хантер, “Более совершенный путь”, Лиахона, май 1992 г., с. 6)

Share This