Недавно я увидела картину известного американского художника Гари Мельхерса, которая произвела на меня глубокое впечатление. На ней изображено Рождество Христово, но она отличается от более привычных нам одухотворенных образов обожающих Младенца Родителей, которых обступают пастухи, животные и мудрецы. Вместо этого мы видим сцену сразу после рождения – спящего Малыша, окруженного сиянием славы, измученную Марию, полулежащую на грязном полу в истощении, и задумчивого Иосифа, на лице которого написано и благоговение святости момента, и беспокойство, и смятение от с трудом осознаваемой ответственности, в буквальном смысле, «лежащей» перед ними.
Вы когда-нибудь задумывались, что это значило – быть земным отцом Самого Бога? На протяжении веков евреи ожидали исполнения великого мессианского обещания пророка Исаии о том, что Дева зачнет и родит Сына, и что Его царство будет установлено на престоле Давида навечно. Ожидал ли Его сам Иосиф? Что он думал про обещание, данное ему ангелом, который провозгласил: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (От Матфея 1: 21)? Иисус Христос – первенец Отца в духе, Его Единородный во плоти и центральная тема всех Священных Писаний. Все пророки свидетельствовали о Нем и Его земной миссии. Это Он и есть, этот Малыш, который находился перед ними, который должен был спасти людей от грехов?
И почему именно Иосиф? Он, наверно, и сам не раз задавался этим вопросом. Иосиф происходил из рода царя Давида. Он жил скромно в малоизвестном галилейском городке Назарет и занимался плотничеством. Иосиф был добрым, простым, но праведным человеком (От Матфея 1: 19). Он был обручен с Марией, замечательной духовной девушкой и его дальней родственницей (К Римлянам 1: 3). Здесь стоит отметить, что обручение в древнем Израиле было намного более серьезным обязательством, чем в наши времена. Оно происходило по письменному соглашению и символизировало формальное начало отношений. Хотя пара не жила вместе в течение где-то года после помолвки – чтобы у невесты было время подготовить свое приданное – ее будущий супруг был юридически обязан сочетаться с ней брачными узами по истечении этого времени.
Мы знаем, что, когда Иосиф узнал, что Мария была в положении, он оказался на перепутье, не зная, как ему поступить. В те дни за внебрачные отношения, согласно закону Моисееву, оступившихся забивали камнями насмерть (Втор. 22: 13-24). Но Иосиф любил Марию и не желал ей зла, поэтому он не хотел «огласить Ее» (От Матфея 1: 19). Вместо этого он принял решение отпустить ее тайно и расторгнуть договор обручения, дав ей «разводное письмо» перед двумя свидетелями (Втор.1: 24). Таким образом, он не придал бы это дело огласке и сберег ее жизнь.
Но в ночь, когда он принял это решение, все в его жизни изменилось. Ему во сне явился посланник от Небесного Отца, который сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого». Иосиф всегда знал, что Мария была особенной, но, я уверена, что он и понятия не имел, до какой степени. Какие чувства он испытал в тот момент? Каким был первый разговор Иосифа и Марии после этого откровения? Как он оберегал ее, зная, что она носит под сердцем Сына Бога, обещанного Мессию? Насколько он переживал, когда услышал о повелении от кесаря Августа о переписи населения, зная, что Мария вот-вот должна родить?
Их дорога в Вифлеем была непростой. До города предков Иосифа им пришлось пройти приблизительно сто пятьдесят километров: сначала на юг по равнине вдоль реки Иордан, затем на запад к Иерихону в сторону Иерусалима, который располагается на вершине холмов. Так, подъем от Иерихона, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря, до Вифлеема, находящегося в окрестностях столицы, составляет более тысячи метров. Мы можем смело предположить, что их путешествие заняло, как минимум, пять дней, а то и до двух недель, если учесть особое положение Марии. И хотя богословы расходятся во мнении, в какое время года, на самом деле, родился Христос, их путь был бы намного труднее, если это происходило зимой или весной. Несмотря на то, что в Израиле не бывает снежной пурги и российских морозов, температура там по ночам может упасть почти до нуля.
Наводненный людьми Вифлеем заставил Иосифа и Марию искать прибежище в примитивных гостиницах, но даже там для них не оказалось места. Им пришлось ютиться в загоне для животных. Мария, скорее всего, уже мучилась от боли из-за ускоряющихся схваток. Кто принимал у нее роды? Сам Иосиф, или кто-то все же пришел им на помощь?
Мы не знаем ответов на эти вопросы. В Библии так мало стихов, рассказывающих о самом рождении Христа, что нам остается лишь гадать и удивляться. Но одно мы знаем точно – скромный плотник всегда был готов следовать повелениям Своего Небесного Отца и проходить любые километры.
В те священные минуты после рождения Спасителя, Иосиф знал, что он примет Его, как сына и как Сына, и сделает все, чтобы помочь подготовить Иисуса к Его величайшей миссии.
Автор: Елена Шэннон.
Елена
Latest posts by Елена (see all)
- Разногласия в браке: что если супруги выбирают разный путь - 11.Ноябрь 2019
- Почему прощение и доверие это не одно и то же - 3.Ноябрь 2019
- Страхи: как дети могут научить нас справляться с ними - 10.Июнь 2019