Да! Иисус Христос высоко чтил и уважал женщин и часто упоминал их в своих учениях и притчах в качестве положительного примера веры и преданности (смотри, например, историю о вдове из Сарепты, которая накормила Илию, от Луки 4:25-26; или рассказ о женщине, которая пожертвовала две лепты в сокровищницу, от Марка 12:42-44).  И несмотря на то, что в Новом Завете упоминания о женщинах-последовательницах Иисуса Христа немногочисленны и ограниченны,  их роль в Его служении очевидна.
Мария, Елизавета и Анна с самого начала понимали, Кем был младенец Иисус, и свидетельствовали о Его служении. Ангел посетил Марию и поведал ей, что она зачнет Сына, который “наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца” (от Луки 1:31-33). Когда беременная Мария пришла навестить Елизавету, та “исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!” (от Луки 1:41-42). Также и Анна, когда Мария и Иосиф принесли Иисуса в храм, увидела младенца и “славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме” (от Луки 2:38). Мы не располагаем информацией о том, были ли Елизавета и Анна  последовательницами Иисуса Христа в дальнейшем, но известно, что Мария присутствовала и участвовала в первом чуде, которое совершил Иисус, обратив воду в вино (от Иоанна 2:1-11), находилась возле креста, когда Иисус поручил заботу о ней Апостолу Иоанну (от Иоанна 19:25-26), и была среди Христиан Иерусалима, собравшихся вместе после Вознесения Иисуса (Деяния 1:14).

Во описаниях земного служения Христа можно увидеть и других женщин, которые следовали за Ним. В своем повествовании о служении Иисуса Лука пишет: “После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать. И некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим” (от Лук 8:1-3). Судя по всему, Мария Магдалина была на особом счету среди женщин-учениц Христа, так как при перечислении женщин она всегда упоминается первой (см. также от Марка 15:40, 47; 16:1; от Иоанна 19:25). Фраза “служили Ему имением своим” означает, что эти женщины оказывали  Иисусу Христу материальную поддержку во время Его странствования. Слово, переведенное здесь как “оказывали поддержку” (diakoneō), Лука также употребил в качестве существительного, описывающего апостольское  “служение (diakonia) слова” (Деяния 6:4). Это может означать, что женщины также принимали участие в обучении Евангелию. И совершенно очевидно, что эти последовательницы присутствовали при распятии и погребении Иисуса, а Мария Магдалина была первой, кто увидел воскресшего Иисуса и сообщил о Его воскресении Апостолам (от Иоанна 19:11-18).

Кроме того, Евангелия  повествуют о некоторых других женщинах, чья вера приводила их к Иисусу Христу. Женщина сирийско-финикийского происхождения, хотя и была язычницей, умоляла  Иисуса исцелить ее дочь, одержимую злым духом. Несмотря на первоначально негативную реакцию на эту просьбу со стороны Иисуса и Его учеников, ее вера в Него привела к тому, что Он воскликнул: “О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему”. И дочь ее сразу же исцелилась (от Матфея 15:21-28). Женщина, страдавшая кровотечением на протяжении двенадцати лет, коснулась одежды Иисуса в толпе, зная, что по понятиям того времени, такое действие могло сделать Его нечистым в религиозном смысле. Иисус, почувствовав, “что вышла из Него сила” остановился и стал искать того, кто прикоснулся к Нему. Когда она призналась Ему в том, что это была она, Иисус сказал ей:  “Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей” (от Марка 5:25-34). Безымянная женщина, пришедшая в дом Симона, проявила знак сильной любви к Иисусу из-за того, что Он простил ее грехи. Она омыла ноги Иисуса своими слезами, вытерла их своими волосами и помазала маслом. Иисус сказал ей: “Вера твоя спасла тебя; иди с миром” (от Луки 7:36-50).

Lastly, both the gospels of Luke and John also mention two sisters, Mary and Martha. John records, “Иисус же любил Марфу и сестру ее [Марию] и [их брата] Лазаря” (John 11:5). Luke says that Martha received Jesus into her home during the travel narrative part of his gospel when Jesus was journeying to Jerusalem. Jesus went into that home fully expecting to be fed since he and his disciples relied upon the generosity of others during this journey (Luke 8:3; 9:58; 10:4). While staying in the home, Mary “села у ног Иисуса и слушала слово Его.” Some manuscripts include a relative pronoun in the sentence which would then read, Mary “also sat at the Lord’s feet,” (italics added) indicating that Mary joined her sister in listening to Jesus. In John’s gospel both sisters are prominent disciples. Martha, along with Peter, is a quintessential example of people who have testimonies of Jesus as the Christ. She declares, “Я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир” (John 11:27; cf. Peter’s declaration in John 6:68-69). Mary shows her devotion to Jesus be attentively listening to his teaching (Luke 10:39) and by anointing his feet with expensive ointment and then wiping his feet with her hair (cf. the unnamed woman who performed a similar act of devotion in Luke 7:36-50). Although Judas criticizes her actions, “Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда” (John 12:7-8).

After Jesus’ death, women continued to play an active role in his Church. Лидия и Хлоя may have been patrons of house churches in Philippi and Corinth (Acts 16:14-15; 1 Cor. 1:11). Luke records that a significant number of women joined the Church (Acts 5:14; 8:12; 17:4, 12). Priscilla participated alongside her husband Aquila in teaching the gospel to Apollos (Acts 18:24-26; see also Rom. 16:3; 1Cor. 16:19). Although at times Paul chastises women members of the Church for their behavior (1 Cor. 14:34-35; 1 Tim. 2:9-15), women do contribute through prayer and prophesying (1 Cor. 11:5; see also Acts 21:8-9), and it is a woman, Фива, “диаконисса церкви Кенхрейской,” to whom Paul entrusts the carrying of his pivotal letter to the Romans (Rom. 16:1-2).

Ben Witherington III

“Jesus’ views of women and their roles do not fit neatly into any of the categories of His day. He was not a Qumranite, nor was he a traditional rabbi in these matters, though he had certain things in common with both groups. His use of women, both fictitious and real, as examples of faith for his followers, and His teaching on honouring parents, is not without precedent in rabbinic literature. His calling of men and women to radical commitment to God, in view of the inbreaking of the Kingdom, has certain affinities with the teachings of both John the Baptist and Qumran. Yet, on the whole, and especially in view of His Jewish context, Jesus appears to be a unique and sometimes radical reformer of the views of women and their roles that were commonly held among his people. Perhaps this is the very reason why the Third and Fourth Evangelists take pains to present various women as religious models for their audiences.” Ben Witherington III, Women in the Ministry of Jesus: A Study of Jesus’ Attitudes to Women and their Roles as Reflected in His Earthly Life (Cambridge: Cambridge University Press, 1984), 126. Dr. Witherington III is Professor New Testament Interpretation at Asbury Theological Seminary in Wilmore, Kentucky.

The following two tabs change content below.
Share This