Почему Иисус Христос ассоциируется с Назаретом?

Назарет, небольшое поселение в Верхней Галилее,  был местом, где Иисус провел Свое детство.  Согласно Новому Завету Иосиф и Мария вернулись туда спустя какое-то время после рождения Иисуса в Вифлееме, небольшом городе на юге Иудеи (от Матфея 2:23). В период с детства и до тридцатилетия Иисуса  Назарет был Его домом.

В то время людей часто называли в соответствии с тем городом, в котором они  родились или жили  (см. от Луки 8:2, где упоминается Мария из Магдалы). Таким образом, в Новом Завете Иисус Христос семнадцать раз называется Иисусом из Назарета (а также Назаретянином и Назореем).

Даже перед смертью, хотя Он и покинул Назарет за три года до этого, Иисус ассоциировался с небольшим поселением, находившимся в стороне от главной дороги среди холмов Галилеи: “Пилат же написал надпись и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский” (от Иоанна 19:19).

Спустя несколько лет после Воскресения, когда Петр начал проповедовать за пределами Иудеи, он встретился в Кесарии с римским центурионом Корнилием, чтобы поделиться с ним “благой вестью”.  Во время этой знаменательной встречи Петр начал свою известную проповедь с упоминания местности, где вырос Иисус: “Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог бы с Ним” (Деяния 10:38). По мере распространения миссионерского служения в Средиземноморье и на Ближнем Востоке люди, жившие  далеко за пределами Святой земли, узнавали об Иисусе из Назарета.

Кроме того, что имена были связаны с географическими местностями по традиции, Матфей верил, что ранние иудейские пророки уже знали, что имя Иисуса будет ассоциироваться с Назаретом: “И пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророка, что Он Назореем наречется” (от Матфея 2:23).

Так мог выглядеть Назарет в 1-м веке от Р.Х. (Использовано с разрешения Баладжа Балоха)

Nazareth

Роль Назарета в повествованиях Нового Завета

Возвращение Царя, [от Матфея] 2:19-23

Этот отрывок во второй главе Евангелия от Матфея начинается с такой же истории, как и в предыдущих стихах о побеге в Египет  – Ангел Господень является Иосифу во сне и повелевает ему: “встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву”, и Иосиф в точности выполняет то, что было велено ему (обратите внимание на похожие слова в стт. 14 и 21). Возвращение в Иудею на самом деле было не очень хорошей идеей, так как там правил теперь сын Ирода Архелай. Поэтому, будучи оповещен об этом во сне, Иосиф отправился в Галилею с намерением поселиться в маленьком городе Назарете. Это опять же рассматривается как осуществление пророчества из Священных Писаний, где было сказано, что пророки (во множественном числе) говорили, что “Он Назореем наречется”.

На основании этого отрывка из Евангелия от Матфея создается впечатление, что Иосиф и его семья селятся в Назарете впервые. Странность этой истории в том, что в Галилее правил в то время другой сын Ирода, Ирод Антипа.  А потому, каким образом Галилея могла быть более безопасной для семьи Иосифа, чем Иудея? Однако здесь стоит задуматься, поселился бы Иосиф в таком удаленном городке, если у него не было бы там родственников.  Или выбор пал на этот город из-за его численности в 500-1500 человек, а потому в нем легко было бы затеряться? Это поселение не было упомянуто в Ветхом Завете или в ранних иудейских источниках.  И хотя многие исследователи полагают, что эта история с трудом согласуется с отрывком из Евангелия от Луки 2:39-40, предполагающим, что семья Иисуса была родом из Назарета, оба эти повествования сходятся на главном факте – Иисус вырос в Назарете и стал называться Иисусом из Назарета. Интересно то, что после падения Иерусалима в 70 г. от Р.Х.,  в Назарете обосновалась группа священнослужителей, а это означает, что та местность считалась священной.

Бен Уитерингтон III, Matthew, (Macon: Smyth & Helwys Publishing, 2006) . 71-2

Бен Уитерингтон III, профессор Нового Завета Эсберской теологической семинарии г. Уилмор, штат Кентукки.

Ben Witherington III Photo

Города и поселения: Назарет в контексте

Города как места обитания знати доминировали в социальном и географическом ландшафте греко-римской древности. Представители знати строили и населяли города, а также управляли ими.  Конечно, Кесария и Иерусалим были крупными городскими центрами Иудеи. Ирод Великий построил Кесарию для того, чтобы иметь порт на побережье Палестины. Она также служила монументальным проявлением верности Кесарю Августу. Крупными городами Галилеи, где жил Иисус, были Сефорис [современный Циппори] и Тиберия. Эти города были основаны Иродом Антипой, и в них проживали  его чиновники. Не удивительно, что в связи со служением Иисуса эти города не были упомянуты в Евангелиях. Капернаум, Далмануфа (Магдала) и Кана были центрами рыболовства и сельского хозяйства. Галилейские крестьяне жили в маленьких поселениях, таких как Назарет или Наин.

K.С. Хэнсон и Даглас И. Оукмэн, Palestine in the time of Jesus: Social Structures and social Conflicts (Minneapolis: Fortress Press, 1998), 116-117

Photo

K.C. Хэнсон преподавал изучение Библии в Епископальной школе теологии и в Школе теологии в Клэрмонте, а также в Университете Крейтона и Колледже Св. Олафа.

Photo

Даглас И. Оукмэн – декан факультета Гуманитарных наук и профессор религии в Лютеранском университете г. Такомы, штат Вашингтон.

The following two tabs change content below.
Share This