Сложенные в мольбе руки

На протяжении веков христиане верили, что прощение создает значимую движущую силу для хорошей жизни. И в наше время огромный объем работы научного сообщества показывает, что прощение является неотъемлемой частью восстановления после трагедии.

В последнее время общественные примеры прощения освещались в средствах массовой информации. Эти примеры, хотя и сопровождаются трагедией и сердечной болью, рисуют поразительную картину христианского прощения: следовать заповеди прощать и любить врагов.

У членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней существуют особенно строгие заповеди в отношении прощения обидчиков — «тот, кто не прощает брату своему согрешения его, предстает осужденным перед Господом, ибо в нем остается более тяжкий грех» и «требуется прощать всем людям», как говорится в Учении и Заветах 64: 9-10.

Но часто это легче сказать, чем сделать.

«Порой мы скоропалительно взмахиваем рукой и говорим: „Прости и отпусти“. Но это не так просто. Часто это требует работы», — сказал Дин Барли, директор комплексной клиники УБЯ, которая предлагает консультирование и психологические услуги семей и отдельных пар.  «То, что люди ошибочно воспринимают как событие, может быть, на самом деле, процессом, который требует постоянного выбора, чтобы выжить».

В своей работе с жертвами сексуального насилия, Барли использует определение прощения, данное выдающимся профессором университета штата Висконсин, преподавателем и писателем Робертом Энрайтом.

Согласно книге Энрайта «Прощение — это выбор», прощение — это определение, что с кем-то поступили несправедливо, а затем «сознательный отказ от чувства обиды…, на который человек имеет право, и стремление ответить обидчику, основываясь на моральных принципах благодеяния».

Барли говорит, что это является важной составляющей, которая помогает облегчить процесс прощения: «После того как они понимают для себя, что является прощением, а что нет, люди больше готовы идти на контакт, потому что чувствуют, что снимают с кого-то ответственность. Но то, что они, на самом деле, делают — это освобождают себя».

Он сказал, что выделяет определенные шаги в процессе прощения. Эти шаги не только нормальные, но и необходимые, и люди не должны обесценивать свои усилия, если они снова испытывают чувство гнева.

Во-первых, те, кого обидели, должны пройти через процесс «раскрытия». Человек обретает понимание о том, как несправедливость повлияла на его жизнь, признавая, что он или она, скорее всего, уже не будут прежними после этой травмы, пытаясь найти существующие механизмы преодоления и понимая, что хотя чувства стыда и гнева и естественны, они все же управляемы, а также развивая в себе желание разрешить эти проблемы.

Во-вторых, они принимают решение, что простят обидчика, и берут на себя обязательство сделать это. Барли сказал, что это не должно быть грандиозным шоу. Он рекомендует тем, кто старается простить кого-то, пообещать себе это в дневнике или перед кем-то, кому они доверяют, может быть кем-то вроде психолога или церковного руководителя. Он также часто рекомендует писать письма, которые могут помочь выразить их чувства и желания, а затем просто оставить их неотправленными.

В-третьих, идет фаза углубления, когда тот, кого обидели, делает все, чтобы усилить свое обязательство простить обидчика через укрепление связи с другими. Эта связь помогает обиженному узнать, что он / она не одиноки, и что они должны простить тех, кто остался в их прошлом. Это включает в себя понимание преимуществ, которые заключаются в прощении виновного.

Он сказал, что люди, находящиеся в состоянии хронической боли или страданий, часто находят полезные идеи, когда ищут что-то хорошее в ситуации, например, лучшее понимание самих себя, более глубокое понимание Бога и возможность узнать, кто является их настоящими друзьями.

В качестве примера способности поставить себя на место других, Барли поделился историей Эми Биел. Эми Биел была белой американской студенткой и участвовала в движении против расовой сегрегации в Южной Африке. Толпа чернокожих африканцев набросилась на ее автомобиль по дороге домой. Ее ударили по голове кирпичом, а потом зарезали насмерть. Четверо мужчин были арестованы и осуждены, но в итоге помилованы, и родители Биел выступили за это помилование. Они встретились и даже наняли на работу тех, кто был осужден за убийство их дочери.

«Они (родители Биел) узнали, что эти молодые люди были, по сути, борцами за свободу, и они были с пеленок научены, что лучший способ добиться там каких-либо изменений — это убить поселенца, то есть белого человека», — сказал Барли. «То, что нам кажется актом убийства, было поступком борца за свободу. После того как они поняли этих людей и то угнетение, под которым они находились, они смогли простить их».

Но Барли предостерегает о том, что другие считают необходимыми требованиями для прощения, подчеркивая, что справедливость и примирение не обязательны для того, чтобы испытать все преимущества прощения.

«Простит ли их Бог, или они получат по справедливости, не имеет никакого отношения к вопросу о том, прощаю ли я» — сказал он. Он отметил, понаблюдав за осуществлением справедливого наказания в различных системах, что способность отделить себя от осуждения обидчика, сконцентрировавшись исключительно на самом себе, очень помогает тому, кого обидели.

Иисус прощает женщину

Примирение требует, чтобы обе стороны «помирились» и попытались восстановить нормальные отношения. Барли сказал, что это порой опасно, особенно для тех, кто пострадал от сексуального насилия или другой тяжелой личной травмы, такой, как убийство близкого человека. Прощение — это процесс, который может произойти независимо от того, что делает обидчик, и не связан с его покаянием. Прощение, по словам Барли, — это не помилование. Такие вещи являются задачей судейской системы.

Согласно «Вечным семьям» — сайту о семейной жизни, который спонсируется и поддерживается Школой семейной жизни Университета имени Бригама Янга, — когда мы не прощаем, человеческое тело производит химикаты «высокого напряжения», такие как адреналин и кортизон. Этот рост напряженности может вызвать головные боли и боли в кишечнике и привести к развитию язвы, гастритов или слизистого колита. Физические преимущества прощения включают в себя снижение артериального давления и других сердечно-сосудистых проблем и облегчение хронических болей.

Прощение оказывает также психологическое воздействие. Оно помогает облегчить депрессию, беспокойство и агрессивное поведение. Скотт Брейтуэйт, профессор по вопросам семьи, дома и социальных наук в УБЯ, стал автором исследования, которое показало, что когда прощение происходит в более интимных рамках, увеличивается общий уровень удовлетворенности взаимоотношениями.

В частности, исследование отмечает, что «прощение в более близких отношениях снижает негативные межличностные конфликты и тщетные попытки разрешения конфликтов. Прощение также помогает увеличить возможности для саморегуляции и общих усилий в построении отношений».

«Кажется, что прощение помогает расставить все точки над «и» в отношении согрешения и готовит к примирению», — говорится в этом исследовании. «В целом, прощение сокращает короткое замыкание использования отрицательных конфликтных стратегий и позволяет паре выйти из неблагополучного цикла взаимодействий, который приводит к трудным отношениям».

В 2007 году житель Солт-Лейк-Сити Крис Уильямс потерял беременную жену, одиннадцатилетнего сына и девятилетнюю дочь в автомобильной аварии от рук пьяного водителя. Он сказал, что «отпустил» и простил того, кто стал причиной этой трагедии еще тогда, когда находился внутри обломков своей машины.

«Я почувствовал немедленное исцеление, как только я оставил эти чувства», — сказал Уильямс в интервью c журналом «Вселенная». «И в тот момент меня охватил необычайный покой. Это были как последние особые минуты прощания с моей женой». Жена Уильямса испустила последний вздох на его глазах.

С тех пор он говорил о прощении Камерона Уайта, водителя автомобиля, который привел к этой аварии, с представителями местных агентств новостей, принял участие в видео-обращении, размещенном на сайте Mormon.org, и писал об этом в своей книге.

«В некотором смысле, я чувствую, что это самая эгоистичная вещь, которую я когда-либо сделал», — сказал Уильямс. «Как только я простил, я стал абсолютным обладателем этого прощения». Он также сказал, что люди часто относятся к его решению простить, как к какому-то акту великой добродетели, но он относит силу, которую нашел в этом, к Иисусу Христу.

Он сказал, что у него нет никакой сверхчеловеческой способности прощать, но что Христос принял его, слабого смертного, и помог ему простить. По словам Уильямса, кто угодно может почувствовать облегчение своего бремени после трагедии, если простит.

Он получил утешение в знании о справедливости в загробной жизни и уверенности в том, что государство может решить вопросы правосудия на этой земле. Он сказал, что в зале суда он не хотел ни под каким видом участвовать в осуждении Уайта.

«Это настолько освобождает тебя, когда тебе не надо беспокоиться о справедливости, — сказал Уильямс. — Когда я начинаю беспокоиться о справедливости… это абсолютно мешает способности отпустить  обиду».

Он думает, что требования общества о немедленном правосудии часто запутывают процесс прощения и ставят тех, кто пытается простить, в неуместную роль судьи.

Он надеется, что прощение чаще станут видеть в нашем обществе, как что-то ожидаемое.

Автор: Крис Ларсон

The following two tabs change content below.

Эля

Эля живет по принципу: жизнь — это не те дни, которые прошли, а те, которые запомнились. Ей нравятся детский смех, вечерние прогулки с семьей, запах дождя, вельш-корги и эскимо с малиновым джемом. Эля живет с мужем и четырьмя детьми в Ореме, штат Юта.
Share This