Мормоны (так называют членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней) верят в Бога, но их верования отличаются от верований других христиан. Их Бог — тот же самый Бог из Библии, которую мормоны считают одним из Священных Писаний. Их религиозные убеждения о Боге влияют на их стиль жизни, цели и мировоззрение. Возможно, что то, каким представляют Бога мормоны, вам покажется необычным, но, в то же самое время, интересным и утешительным, так как мормоны верят в любящего Бога и Его абсолютную справедливость.
Мормоны и Святая Троица
Мормоны, хотя и верят в Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа, не принимают концепцию Святой Троицы, которая была распространена после времен Нового завета. Иисус говорил о Себе отдельно от Своего Отца. Мормоны верят, что Бог, Иисус и Святой Дух едины в любви, доктрине и цели, но Они едины не в буквальном смысле. Мы верим, что Иисус в буквальном смысле Единородный Сын Бога. Многие недопонимают, что имеет ввиду Иисус, когда Он говорит, что Он и Его Отец едины: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (От Иоанна 14:6-9).
Если мы хотим понимать Библию, нам следует изучать ее как одно целое, вместо того чтобы выбирать какие-то определенные части. Часто вышеупомянутые стихи вырваны из контекста, и другой, очень важный стих, упускается:
«Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (От Иоанна 14:6).
Из этого стиха мы узнаем, что Бог и Иисус Христос не являются одним и тем же существом, так как Иисус уточняет, что слова, которые Он говорит, это не Его учение, а Бога. Затем в двадцатом стихе, мы также узнаем, что значит, когда Он говорит, что Он и Отец едины:
«В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас».
Так как апостолы не являются частью Святой Троицы, из Его слов ясно, что Он говорит о единстве, а не существе. Мой любимый отрывок из Библии на эту тему это видение Стефана, записанное в Деяниях, в котором Стефан видел Иисуса. Иисус восседает по правую руку Бога. Он видел Их как отдельные личности. Конечно, в наши дни, мормонский пророк Джозеф Смит тоже видел Бога и Иисуса как отдельные личности, так что мормону нужно немного больше доказательств.
Так как кто такой Бог для мормонов? Мормонский Апостол Джеффри Р. Холланд объясняет это на полугодовой Генеральной конференции 2007-ого года. Он говорит:
«Наш первый и главный Символ веры в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней гласит: “Мы верим в Бога, Отца Вечного, и в Сына Его, Иисуса Христа, и в Святого Духа”2. Мы верим, что эти три Божественных Лица, составляющих одно Божество, объединены в Своей цели, служении, свидетельстве и миссии. Мы верим, что Они исполнены одного Божественного чувства милосердия и любви, справедливости и благодати, терпения, прощения и Искупления. Думаю, правильно считать, что мы верим в Их единство в каждом существенном и вечном аспекте, который только можно представить, за исключением идеи о том, что Эти три Лица объединены в одну Сущность или Существо; такая тройственность Бога никогда не провозглашалась в Священных Писаниях, ибо эта идея не истинна.
Действительно, даже такой авторитетный источник, как Harper’s Bible Dictionary, заявляет, что «официальной доктрины Троицы, как она была определена на великих церковных соборах в четвертом и пятом столетии, в [Новом завете]не содержится» (Paul F. Achtemeier, ed. (1985), 1099)
Таким образом, любые критические замечания о том, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не поддерживает современное христианское представление о Боге, Иисусе и Святом Духе, говорят не о нашей приверженности Христу, а скорее о признании (справедливом, должен добавить) того, что наше представление о Божестве порывает с историей христианства в период после Нового завета и возвращается к учениям, преподанным Самим Иисусом» (Джеффри Р. Холланд, «Лиахона», ноябрь 2007).
Мы знали Бога до того, как родились
Мормонская доктрина о том, что мы в действительности являемся детьми Бога (ими являются даже те, кто Его отвергает), и что Он любит нас, является центральной доктриной веры мормонов. По-другому это также называется Планом спасения или Великим Планом спасения. Для мормонов этот план отвечает на основные жизненные вопросы:
Кто мы?
Откуда мы пришли?
Почему мы здесь?
Что будет с нами, когда мы умрем?
Мормоны верят, что мы все существовали в виде несформированных разумов, которые Бог преобразовал в духов, что сделало Его в буквальном смысле Отцом наших духов. Наши духи имели форму смертных существ несмотря на то, что у них еще не было физического тела.
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екклесиаст 12:7).
«И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иеремия 1:4-5)
«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов 38:4-7).
Как говорят Священные Писания, перечисленные выше, мы были с Богом до того как пришли на землю (мы не можем вернуться туда, где мы никогда не были). Это время было потрясающим, так как мы начали решать для себя, кем мы хотели быть безо всяких сложностей, связанных со смертной жизнью. У нас была свобода воли — возможность решать самим, — и мы воспользовались ей, чтобы решить для себя, насколько Бог и Его план важны для нас. Мы развились в духи, которые у нас есть сейчас. Любой родитель скажет вам, что у их ребенка уже была своя личность, когда он родился, а также свои таланты и интересы. Некоторые их них были развиты еще в предземной жизни.
Когда настало время перейти на более высокий уровень нашего образования, мы должны были выбирать. Мы знали о плане Бога для нас на земле, но мы также знали, что Люцифер будет стараться разрушить этот план. Бог хотел, чтобы это время было временем, когда мы можем выбирать и развиваться. Мы должны были прийти на землю, ничего не запомнив о прошлой жизни на Небесах и стараясь познать Бога и Иисуса Христа и последовать Им. У нас должна была быть помощь. Святой Дух должен был подсказывать людям, нашли ли они истину. Иисус Христос согласился быть нашим Спасителем. Он должен был прийти на землю как Сын Бога и Марии и жить совершенной жизнью. Это позволило бы Ему искупить наши грехи, сделав возможным наше возвращение на Небеса при условии покаяния и стремления жить так, как жил Христос. Тем, у кого не было возможности выбрать Христа, был бы дан шанс после смерти. Это дало бы справедливую возможность тем, кто умер во младенчестве, до пришествия Христа, или просто не имел возможности услышать Евангелие во время своей жизни на земле.
Сатана пытался отговорить людей от следования плану Бога. Он убедил их, что это слишком рискованно, и что им выгодней позволить ему быть их Спасителем. Он пытался убедить их в том, что он сделал бы так, что они жили бы совершенной жизнью на земле безо всякого риска (и, таким образом, без Спасителя, так как Люциферу не зачем было бы стараться заставить человечество страдать). Однако взамен, он ожидал поклонения себе. Другими словами, он пытался свергнуть Бога и занять Его место.
К сожалению, одна треть духов поддержала воображаемую безопасность, предложенную Люцифером, и его самого. Конечно же, у Люцифера не было достаточно власти, чтобы свергнуть Бога, так что их прогнали с Небес и лишили возможности Искупления, которое они отвергли. Остальные духи по очереди стали приходить на землю. Это начало, где мы выбрали Бога и Иисуса Христа, дало нам возможность прийти на землю.
Созданные по образу Его
Когда Бог создал Адама и Еву, Он создал их по Своему образу. Также как земной ребенок похож на своих родителей, так и мы похожи на Бога. Бог нас так любит, что не дал бы нам меньше, чем есть у Него. Поэтому мормоны верят, что у Бога есть тело, но они также верят, что оно совершенно и прославлено, тогда как наши тела еще не достигли этого уровня. Наши тела находятся еще только в начальной стадии развития.
Люди часто слышат о том, что мормоны когда-то станут богами сами и получат свои собственные планеты. На официальном сайте Церкви объясняется эта доктрина:
«Святые последних дней верят, что Бог хочет, чтобы мы стали такими, как Он. Но это понятие часто интерпретируют неверно. Верование мормонов по этому вопросу ничем не отличается от библейского: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (К Римлянам 8:16-17). Следуя учению Иисуса Христа, Святые последних дней верят в то, что все люди могут воскреснуть «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (2-ое Петра 1:4).
Действительно ли Святые последних дней верят, что у них будет «своя собственная планета»?
Нет. Эта теория, которой не обучают Священные Писания Церкви, и которая не является официальной доктриной. Эта теория — результат трактовки Священных Писаний. Мормоны верят, что мы все — сыновья и дочери Бога, и у всех у нас есть потенциал развиваться и в этой жизни, и в жизни после смерти до уровня Небесного Отца (см. К Римлянам 8:16-17). У Церкви нет официального объяснения утверждению Христа, где Он говорит: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (от Иоанна 14:2) (см. Mormonism 101: FAQ).
Суд и милость Бога
Мормоны твердо верят, что Бог очень любит всех Своих детей. Мы верим, что Он послал нас сюда для того, чтобы мы могли достигнуть нашей цели, и если мы выбираем истину, мы все можем вернуться домой к Нему. Провал не предопределен ни для кого.
Однако, Бог понимает, что мы не будем рождены в идеальных обстоятельствах. От также знает, что мы будем несовершенны. И хотя законы правосудия требуют, чтобы мы жили совершенно, чтобы вернуться домой, Он сделал так, чтобы законы милости позволили другому существу искупить нас. Этим существом был Иисус Христос, Который, как было сказано выше, согласился это сделать. Мы не смогли бы сами спасти себя, так как мы несовершенны. Только Иисус Христос мог это сделать для нас, и если бы Он отказался, то мы не смогли бы вернуться к Богу. Но Он сдержал Свое обещание. Мормоны верят, что Искупление это дар любви нам от Бога и Иисуса Христа.
Благодаря Искуплению, мы можем каяться, и если мы каемся, наши грехи прощаются и забываются. Это необычайное благословение и послание мира для тех, кто узнает истину позднее или всего-навсего делает ошибки, а их делаем мы все.
Мормоны верят, что Бог абсолютно справедлив. Это может быть сложным для понимания, но эта доктрина очень важна для мормонов. Именно это помогает понять трудности жизни, с которыми мы сталкиваемся. В следующих пунктах мы рассмотрим то, как Бог сохраняет равновесие между справедливостью и милосердием в нашей жизни.
Что происходит с теми, кто умирает во младенчестве?
Тех, кто верит в то, что крещение это неотъемлемая часть спасения, и тех, кто верит в то, что Бог милостив, справедлив и полон любви к нам, очень волнует этот вопрос. Обычно такие люди уже обдумали все возможные решения, но ни одно из них не объясняет баланс между справедливостью и милосердием. Наше объяснение заключается в том, что Бог предполагал, что мы не выберем Христа, поэтому Он позволяет людям умирать до того, как они могут сделать осознанный выбор. В некоторых церквях младенцев крестят, но это происходит без осознанного согласия, и поэтому не является подлинным заветом и не помогает тем, кто умирает во младенчестве или не получает крещения.
Мормоны дают другое объяснение этому вопросу, которое дает утешение родителям умершего младенца. Это объяснение можно найти в Книге Мормона, которую мормоны используют в дополнение к Библии. Древний пророк по имени Мороний написал о крещении младенцев, чтобы разрешить разногласия по этому поводу.
Мормоны утверждают, что маленькие дети в возрасте до восьми лет не должны креститься. Искупление Иисуса Христа распространяется на этих детей, и мормоны верят, что люди ответственны за свои собственные грехи, а не за грехи Адама и Евы, так как Искупление освободило нас от оков греха Адама и Евы. Дети рождаются совершенными и невинными. До того как им исполнится восемь лет, сатана не может искусить их. Их ошибки это всего лишь ошибки тех, кто еще только учится. В эти первые семь лет жизни, родители-мормоны вкладывают много сил в то, чтобы научить детей своей вере и помочь им различать между добром и злом. Они учат их применять эти знания во всех ситуациях и делать правильный выбор. Дети мормонов учатся молиться. Их даже учат спрашивать Бога о том, какая церковь истинная. От них ожидается, что у них будет свое собственное свидетельство о Церкви до того, как им исполнится восемь лет. Мормоны не недооценивают детей Бога.
Когда ребенок умирает, не достигнув возраста восьми лет, он умирает непорочным и совершенным, то есть таким же, каким он родился. Он также сразу же возвращается к Богу. Это тоже относится к тем, кто не достигает возраста восьми лет в интеллектуальном развитии из-за умственной неполноценности. Родители таких детей понимают, что им были даны особенные дети.
Возможность креститься для тех, кто достиг возраста восьми лет, позволила осуществить потребность в милосердии и правосудии, и в этом мы видим справедливость и доброту Бога. Мороний объясняет это таким образом:
«А их малые дети не нуждаются ни в покаянии, ни в крещении. Вот, крещение совершается к покаянию во исполнение заповедей для отпущения грехов.
Но малые дети живы во Христе от самого основания мира; если не так, то Бог есть Бог пристрастный, а также Бог изменчивый и лицеприятный; ибо как много малых детей умерли без крещения!
А потому, если бы малые дети не могли быть спасены без крещения, такие должны были бы отправиться в бесконечный ад.
Вот, я говорю тебе, что тот, кто полагает, будто малые дети нуждаются в крещении, пребывает в горькой желчи и в узах беззакония; ибо нет у него ни веры, ни надежды, ни милосердия; а потому умри он, имея такую мысль, – и должен отправиться в ад.
Ибо предположить, что Бог спасает одного ребёнка из-за крещения, тогда как другой должен погибнуть, так как не имеет крещения, – ужасное нечестие (Мороний 8:11-15).
Эти стихи подтверждают мормонское верование в то, что Бог любит всех Своих детей одинаково. Он не спасает Своих детей в случайном порядке и не посылает нас на землю, чтобы мы потерпели неудачу. Если мы потерпели неудачу, это наш выбор, не Его.
Что будет с людьми, которые не знали об Иисусе?
Много людей жили на земле до рождения Иисуса Христа, включая некоторых великих пророков Ветхого завета. Пока Иисус жил на земле, только небольшая часть населения земли смогла услышать Его послание и получила возможность креститься. С того времени миллиарды людей жили и умерли, не имея возможности услышать послание Иисуса. Другие, хотя и слышали Его слово, не искали подтверждения Святого Духа о том, что Бог существует, и Иисус есть Христос. Также есть и те, кто узнал об Иисусе, но не получил полноты Евангелия. Что произойдет с такими людьми? Многие прибегают к той же теории, что относится и к детям. Мы знаем, что Бог всезнающий. Тем не менее, Он очень любит нас и хочет, чтобы мы достигли цели. Он дает нам все необходимое, чтобы мы могли выбирать истину и вернуться домой. Даже несмотря на то что Он знает, что некоторые из Его детей отвергнут Его, Он дает нам шанс на выбор, предлагая нам Евангелие.
Однако, есть также люди, у которых не было возможности услышать Евангелие и креститься. Что будет с ними? Если Ной, такой верный и отважный перед лицом серьезных преследований, умер до того как родился Иисус Христос, значит ли это, что он не вернется к Богу? Этого просто не может быть, не так ли? А как насчет Иосифа, этого благородного мужчины, который помог Марии вырастить ее ребенка, и умершего до того, как Иисус начал проповедовать, а Иоанн крестить? Разве бы Иисус допустил проклятие Иосифа? Конечно же, нет. В Библии есть небольшой отрывок, который часто не замечают, но именно в нем мы можем найти ответ на этот вопрос. Этот ответ можно найти в Новом завете:
«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1-ое Петра 4:6).
«Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1-ое Коринфянам 15:29).
Петр говорит нам, что Евангелие проповедуется мертвым. Если они не могут быть спасены, для чего тогда им проповедуется Евангелие? Петр говорит, что это делается для того чтобы они могли быть судимы во плоти. Однако, он говорит, что они могут жить в духе согласно с Богом. Затем, в 1-м послании Коринфянам, Павел старается помочь своим последователям понять, что значит воскресение. Он говорит о крещении за умерших, чтобы показать, что воскресение реально. Некоторые могут сказать, что в этом стихе говорится о каком-то мнимом обряде, но это нелогично. Вы бы не приводили в пример мнимый обряд, чтобы доказать правдивость чего-либо. И он не объясняет, что значит этот обряд — все уже и так это знают. Они уже проводят этот обряд, но не знают, с какой целью.
Мормоны знают почему.
Мормонские храмы строятся от части для того чтобы служить именно этой цели — проводить обряды для тех, кто умер без возможности услышать Евангелие. Когда кто-то умирает, не услышав Евангелие, мормонская доктрина утверждает, что Евангелию этого человека будут учить на Небесах. Такие люди смогут принять или отвергнуть его также, как они сделали бы это на земле. Бог никого не будет заставлять жить с Ним вечно. Казалось бы странным, что некоторые люди могут отвергнуть жизнь с Богом, даже если они знают, что это истина. Однако, если они примут Евангелие, на них будет возложена ответственность жить в соответствии с ним, и не всем захочется жить в соответствии с вечными законами здесь на земле. Мормоны верят, что на Небесах есть несколько мест, и мы можем выбрать, где мы будем жить в вечности. Самое лучшее это место с Богом, но не все смогут или захотят выбрать это место. Мормоны верят, что только очень небольшое количество людей не будет допущено к какому-либо из этих мест на Небесах, и что если ты мормон, этого еще недостаточно для того, чтобы попасть на Небеса.
Для того чтобы быть с Богом, необходимо получить определенные таинства, которые совершаются людьми с определенными полномочиями. Эти таинства могут быть выполнены только на земле. Это значит, что тот, кто умер, не получив возможности креститься, не может быть крещен на Небесах, хотя крещение это существенная часть спасения. Для этого мормоны проводят крещение за умерших. Вот как это работает: мормоны проводят генеалогическую работу и предоставляют имена умерших, не получивших таинства, в храм. Затем они или другие люди совершают эти таинства за них от их имени.
За этим следует такой момент, который часто упускают немормоны, когда говорят об этой практике. Если для умершего проводится обряд, это не значит, что он стал мормоном. Мормоны не верят в обращение силой. Человек, получивший обряд, может принять его или отвергнуть. И это только его решение. Мы не знаем, кто отвергает, а кто принимает обряды, поэтому мы не вносим их в списки Церкви как мормонов. Наша задача всего лишь записать, что работа для них была сделана. А все остальное остается за Богом.
Мой отец, который не был мормоном, как-то сказал мне, что я могу совершить за него таинства в храме. Он сказал: «Если это неправда, то Бог просто проигнорирует эти таинства, как Он игнорирует все, что неправда. Если это правда, я бы хотел, чтобы эти таинства были для меня совершены. В любом случае, я выигрываю».
Без возможности услышать Евангелие не было бы справедливости. Судьба человечества слишком сильно зависела бы от жизни на земле. Именно Бог посылает людей на землю в определенное время и место, так что Он должен дать им возможность достичь цели, даже если время и место на земле не позволило им услышать Евангелие.
Каким мормоны представляют себе Бога?
Эти примеры из мормонских учений о Боге помогают нам понять природу Бога:
Создатель
Наш Отец на Небесах
В буквальном смысле Отец наших Духов
Активно участвует в нашей жизни
Абсолютно справедлив
Имеет совершенную любовь к Своим детям
Отец, Который с нетерпением ждет возвращения Своих детей
Существо, с Которым мы хотим жить вечно
«В этот день я приношу личное свидетельство об этой Личности, о живом Боге, Который знает наши имена, слышит и отвечает на молитвы и бесконечно дорожит нами как детьми Своего духа. Я свидетельствую, что при всех дивных и сложных задачах, имеющихся во Вселенной, выше всех Божьих дел Он ставит заботу о счастье и безопасности каждого из нас. Мы созданы по Его образу и подобию16, а Иисус из Назарета, Его Единородный Сын по плоти, пришел на Землю в качестве совершенного плотского воплощения Его величия» (Джеффри Р. Холланд, «Величие Бога», октябрьская Генеральная конференция 2003).
Эта статья была написана Терри Линн Биттнер.
Эля
Latest posts by Эля (see all)
- Этот эксперимент меняет смысл фразы «стоять на святых местах» - 24.Август 2019
- Почему чувство бесполезности бессмысленно - 18.Май 2019
- Распознавание наших чувств: беспокойство или внушение Духа? - 4.Май 2019