Однажды прошлым летом я взяла книгу под названием «Дары несовершенства: отпустить того, кем вы думаете вы должны быть, и принять того, кто вы есть», написанную доктором философии Брене Браун, всемирно известным исследователем стыда и автором книги «Великие дерзания». Я не была убеждена, что другой человек может заглянуть в мою душу до тех пор, пока не прочитала оглавление: тревога, перфекционизм, страх, сравнение и неуверенность в себе. Эти слова смотрели на меня, как на дрожащего библиотекаря.
Это была книга для меня.
Возможно, наиболее впечатляющей частью «Даров несовершенства» было описание вины и стыда Брене Браун. Мы часто используем эти слова как взаимозаменяемые, или объединяем их вместе. Но их влияние на нас имеет существенные различия.
Чувство вины
Чувство вины возникает, когда мы делаем что-то не так. Несмотря на доставляемый дискомфорт, чувство вины является функциональным. Оно подталкивает нас к позитивным изменениям в нашей жизни. «Когда мы видим, как люди извиняются, исправляют своё поведение или заменяют негативное отношение более позитивным», — пишет Брене Браун, — «часто мотиватором является вина».
Дух часто побуждает нас каяться посредством чувства вины, и это хорошо! Это означает, что мы живём так, что всё ещё чувствительны к шепоту Духа. Как сказал Дэйвид Беднар: «Чувство вины для нашего духа — то же самое, что боль для нашего тела — предупреждение об опасности и защита от дополнительных повреждений». И если мы прислушаемся к этому предупреждению через покаяние и возмещение ущерба, то чувства вины утихнут.
Чувство вины — это хорошо! Оно от Бога и служит стимулом делать и быть лучше.
Но иногда, когда мы полностью покаялись, возникает другое чувство. Оно, кажется, шепчет, что мы сделали недостаточно, что мы неполноценны и никогда не будем. Грех и грешник начинают выглядеть одинаково, и вместо того. Чтобы побуждать нас к переменам, это чувство побуждает нас ненавидеть себя. Мы больше не находимся на территории вины. Мы перешли к стыду.
Стыд
Браун определяет стыд, как «очень болезненное чувство или опыт веры в то, что мы порочны, недостойны любви и причастности к группе». Стыд питается страхом — страхом, что если мы поделимся своей историей, то будем изолированы или высмеяны.
Вы когда-нибудь ругали себя за то, что вы ленивы, грешны, толсты или неловки? Это ваш мозг в состоянии стыда. Стыд — это мать негативных разговоров о себе; мы редко говорим с другими так же, как мы говорим с собой. Так что в следующий раз, когда вы бормочите про себя позорные пустяки, представьте, что говорите эти вещи кому-то другому (акцент на «представьте» — вы же хотите сохранить своих друзей).
Люди чувствуют стыд в отношении своего образования, дохода, тела, семейного положения и т. д.. Нам даже не нужно грешить, чтобы чувствовать стыд. Он может всплывать в любом месте и в любое время и часто проявляется в таких высказываниях:
- Что о тебе подумают люди?
- Ты никому не можешь рассказать о ______________
- Только когда ты (красивее, стройнее, трудолюбивее, праведнее, скромнее), ты можешь любить себя
- Почему ты думаешь, что ты такая особенная?
Возможно, один из лучших примеров стыда, которые приходят мне в голову, взят из выступления Джеффри Холланда:
Однажды мне рассказали о молодом человеке, который в течение многих лет был в большей или меньшей мере был объектом каждой шутки в своей школе. У него были некоторые недостатки, и его сверстникам было легко дразнить его. Позже он переехал. В конце концов, он присоединился к армии и получил определенный успешный опыт в получении образования, и вообще отошёл от своего прошлого. Прежде всего, как и многие военные, он открыл для себя красоту и величие Евангелия, и оно сделало его счастливым.
Потом, спустя много лет, он вернулся в город своей юности. Большая часть его ровесников переехали, но не все. По-видимому, когда он вернулся довольно успешным и довольно возрожденным, те же самые убеждения, которые существовали раньше, всё ещё оставались там, ожидая его возвращения. Для людей в его родном городе он был ещё просто старым «таким-то» — вы помните парня, у которого были проблемы, особенности, причуды, и который вытворял то-то. И разве это не было просто весело?
Мало-помалу, усилия этого человека оставить то, что было позади, и получить приготовленную Богом награду, ослабевали, до тех пор, пока он не умер в том же состоянии, в каком он жил в своей юности. Он прошёл полный круг: снова неактивный и несчастный, и главный удар нового поколения шутников. Тем не менее, у него был тот яркий, прекрасный момент среднего возраста, когда он смог подняться над своим прошлым и действительно увидеть, кем он являлся, и кем он мог стать. Очень жаль, слишком грустно, что он снова оказался окружен партией жен Лота, тех, кто думал, что его прошлое было более интересным, чем его будущее. Им удалось вырвать его рук то, что связывало его с Христом. И он умер грустным, хотя и не по своей вине.
Стыд разрушает всё хорошее, что у нас есть, и любое желание стать лучше. Никого не должно удивлять, что стыд является продукцией Сатаны. И, если это от Сатаны, мы можем быть уверены, что это не поможет нам развиваться.
Что нам делать?
Плохие новости: стыд никуда не денется. Браун говорит, что стыд «это универсальная и одна из примитивных человеческих эмоций, испытываемых нами». Мы не можем просто взять и перестать чувствовать стыд. Потому что если наша попытка закончится неудачей, нам будет стыдно за наш стыд и нас засосёт в вихрь позора. У нас нет на это времени — у нас есть рот, который нужно кормить, призвания, которые нужно возвеличивать, кулинарные шоу, которые нужно посмотреть. Хорошие новости: есть кое-что, что мы можем сделать, чтобы это нам не мешало.
- Распознать его. Обратите внимания на то, в какие моменты вы или другие испытывают стыд. Кроме того, обратите внимание на то, как вы можете постоянно испытывать стыд
Вот некоторые другие моменты, когда я видела, что чувство стыда затягивается:
- Быть незамужней или неженатым
- Выбрать менее прибыльную карьеру
- Быть неработающим родителем
- Не быть неработающим родителем
- Быть в разводе
- Иметь непослушного ребёнка
- Не иметь детей
- Бороться с психическими заболеваниями
Избавление от стыда не произойдёт сразу, но признание его присутствия — это первый шаг, чтобы предотвратить разрастание стыда в снежный ком.
- Говорить об этом. Браун говорит, что чем больше мы говорим о стыде, тем меньше у него власти над нами. Она также говорит, что «честные разговоры о стыде могут изменить то, как мы живём, любим, воспитываем детей, и строим отношения с супругом. «Чего вы ждёте? Поговорите о стыде со своим супругом, своими детьми, своими родителями, друзьями и прихожанами. Я начну первой:
В мои поздние подростковые и когда мне было слегка за двадцать, изучение иностранных языков было моим увлечением. Я изучала испанский и арабский, и на моей миссии я изучала японский. Однако когда я вернулась с миссии, у меня не было такой же тяги к языкам и в моём расписании для этого не было места. Долгое время мне было плохо от того, что я не развивала этот навык, что я растрачивала талант, который дал мне Бог. Я чувствовала, что не реализую свой потенциал.
Я носила этот груз до недавнего времени, пока я, наконец, не открылась своему другу. Он помог мне понять, что мне не нужно стыдиться. Я использовала талант для изучения испанского и арабского языков, и изучение этих языков помогло мне выучить японский, что в свою очередь помогло мне в моей миссии. Хотя сейчас я не изучаю ни одного языка, я развиваю другие навыки, расширяя другие данные мне Богом таланты.
Десятиминутный разговор спас меня от дней, месяцев, даже лет самобичевания. Стыд процветает в нашем молчании, но он быстро усыхает, когда мы говорим. И если мы не будем говорить, стыд будет делать это за нас.
- Понять свою ценность в глазах Бога. Борьба со стыдом становится намного легче, когда мы стремимся понять нашу ценность. Джой Джонс проводит различие между ценностью и достоинством: «Духовная ценность означает ценить себя так, как Небесный Отец ценит нас, а не так, как мир ценит нас… с другой стороны достоинство достигается через послушание. Если мы грешим. Мы менее достойны, но мы никогда не менее ценны! Мы продолжаем каяться и стремиться быть подобными Иисусу в нашей целостности».
Наше достоинство меняется, потому что мы люди. Наша ценность навсегда останется неизменной, потому, что мы — дети Бога.
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Mormon Hub. Автор: Анесса Роджерс. Переводчик: Анна Селимова.
Эля
Latest posts by Эля (see all)
- Этот эксперимент меняет смысл фразы «стоять на святых местах» - 24.Август 2019
- Почему чувство бесполезности бессмысленно - 18.Май 2019
- Распознавание наших чувств: беспокойство или внушение Духа? - 4.Май 2019