В отношении роли Марии, мормоны считают ее и Еву одними из самых важных женщин в истории мира.
Отрывок из Исаии 7:14, который по традиции читают в канун Рождества, мормоны рассматривают как пророчество о Христе: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Пророки из Книги Мормона, такие как Нефий, царь Вениамин, Аммон и Алма чтили ее и знали, кто она, и что ей предстоит сделать, еще до ее рождения (1 Нефий 11:18-20; Мосия 3:8; Алма 7:10, 19:13).
Несмотря на то, что иногда Святые последних дней с осторожностью воздают честь Марии, выдающийся Апостол и писатель Святых последних дней из 1970-80-х годов сказал, что нам следует «воздавать Марии надлежащие почести, которые она заслужила» (Брюс Макконки, Земной Мессия, том 1, стр. 327). Не побоюсь предположить, что почести, заслуженные матерью Спасителя, весьма высоки.
Жизнь Марии была лишена легкости и комфорта: как объясняется в Матфее 1:19, Мария, обрученная в 15 лет, стала предметом сплетен в ее деревне, а ее жених серьезно подумывал о расторжении помолвки.
Но генеалогия Иисуса в Евангелии от Матфея напоминает нам о том, что не следует спешить с выводами, когда речь идет о следующих четырех женщинах – что было упущено большинством специалистов по генеалогии того времени. В Матфее 1:1-17 рассказывается о Фамари (которая обманула Иуду, чтобы забеременеть от него; Бытие 38); Раави (проститутке, которая охраняла Иисуса Навина и его народ, когда те следили за Хананеями; Иисус Навин 2); Руфи (хотя это и не бросается в глаза, когда мы читаем Библию в переводе короля Иакова, некоторые аспекты этой истории указывают на то, что она изменила Воозу до их брака) и Вирсавии (которая была изнасилована Давидом; 2-я Царств 11:2-17). Как и Мария, все эти женщины, каждая из которых является частью родословной Спасителя, согласно Матфею, были обвинены в сексуальном грехе. Как и все они, Мария была невиновна.
Но трудности в жизни Марии не закончились после того, как она вышла замуж за Иосифа. Считается, что она овдовела, когда ей еще не исполнилось пятидесяти. Ее старший сын был казнен как изменник и преступник, и Марии пришлось до конца жизни полагаться на помощь друзей.
В Новом Завете говорится, что когда Марии было только 16-17 лет, она знала, что ее жизнь будет не из легких. В храме Симеон пророчествовал не только о том, что Иисус станет Спасителем, но и что «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лука 2:34-35). В то же самое время, возможно, что именно все эти трудности сделали ее исключительным человеком.
Она была смиренной: «что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лука 1:48). И послушной. Как говорит старейшина Макконки:
«Мария дала ответ, который, в силу своего смиренного послушания и божественной закономерности, в советах вечности стоит в ряду с тем, что был дан Возлюбленным и Избранным. Когда Он был избран для того, чтобы стать Искупителем и привести в действие условия и требования из плана Его Отца, Он сказал: „Отче, да будет воля Твоя, и слава Твоя да будет вовеки “ (Моисей 4:2). Мария же просто сказала: „ Раба Господня; да будет Мне по слову твоему“» (Брюс Макконки, Земной Мессия, том 1, сс. 319-320).
Эта фраза «да будет Мне по слову твоему», как кажется, определяет отношение Марии к жизни. Она жила без жалоб и ненависти – так, как от нее требовалось.
В Библии говорится и о том, что Мария была предана другим. Например, она переехала в Ефес вместе с Иоанном Возлюбленным, следуя за ним и любя его, как своего сына, потому что именно так он был представлен ей Иисусом (Иоанн 19:26).
В нескольких местах в Писаниях упоминается, что Мария была заботливым и вдумчивым человеком: по мере того, как она наблюдала за тем, как растет ее первенец, она хранила все увиденное и услышанное в своем сердце и размышляла над этим (Лука 2:19).
И как демонстрирует ее ответ Ангелу Гавриилу, Мария также была женщиной великой веры. Джозеф Смит сказал, что рождение Иисуса стало «эффектом веры» – веры Марии, – так как Иисус не смог бы родиться, не будь у нее такой крепкой веры (Лекции о вере, лекция 7).
Возникает вопрос: «как нам следует чтить Марию?» Прежде всего, возможно, признав честь, которая уже была для нее уготована – согласно вероучениям мормонов, она была избрана еще до сотворения мира для того, чтобы стать матерью Сына Божьего. Кроме того, наш Небесный Отец прославил Марию, включив ее имя в один из титулов Христа: «Сын Марии». Он также прославил ее, сделав ее первым человеком, узнавшим о приходе Спасителя в мир.
Для того, чтобы лучше понять честь, оказанную Марии, поразмышляйте над отрывком из Луки, где он описывает ее встречу с Ангелом Гавриилом, во время которой она узнает, что ей предстоит стать матерью Спасителя (Лука 1:28-38). «Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Гавриил говорит ей возрадоваться, потому что она удостоилась особой благодати от Бога – момент, который он повторяет, когда Мария, что не удивительно, боится его. Ангел Господа дважды говорит ей, что она удостоилась особой милости от Бога.
Вот послание Гавриила:
«И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лука 1:31-33).
Хоть натура Марии и далека от бунтарской, она не принимает слова Гавриила бездумно, но вместо этого хочет знать, как именно такое возможно: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лука 1:34).
Гавриил подтверждает свои слова: благодаря чудесной силе Бога, она зачнет и принесет в мир Сына Божьего. На что Мария отвечает с полным отражением своей веры: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лука 1:38) – веры, на примере которой мы можем укреплять свою собственную.
После небесной почести, которую воздал ей Ангел, двоюродная сестра Марии – Елизавета, – воздает ей почести земные: «И воскликнула [Елизавета]громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лука 1:42). По ее словам, Мария – это человек, которого стоит прославлять, и о ком стоит отзываться благосклонно.
Так что может быть, когда мы прославляем наших матерей, нам также стоит прославить и Марию, мать Божью. И сделать это мы можем, прежде всего, прославляя ее Сына, Иисуса. Мы также можем прославлять ее через признание ее великого служения всему человечеству. И наконец, мы можем прославлять ее, переняв ее терпение, преданность, выносливость, послушание, смирение, веру и глубокомыслие.
Мы можем почитать ее, почитая наших матерей, но не как романтические версии женщин на пьедесталах, а как слуг Божьих, которые исполнили Его работу, приведя нас в этот мир и воспитав нас. Мы можем почитать наших матерей, как наследниц труда, исполненного Марией.
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Patheos.com. Автор Джеймс Фолкнер. Переводчик Эля Гент.
Эля
Latest posts by Эля (see all)
- Этот эксперимент меняет смысл фразы «стоять на святых местах» - 24.Август 2019
- Почему чувство бесполезности бессмысленно - 18.Май 2019
- Распознавание наших чувств: беспокойство или внушение Духа? - 4.Май 2019