«Нет более великой работы, которую когда либо начал Господь, Бог наш небесный, чем спасение душ Его детей. Это самое грандиозное, самое великое начинание, которое когда-либо существовало» (старейшина Рулон С. Уэллс).
Аллегория Зеноса в Книге Мормона об одичавших садовых маслинах однозначно символична и говорит о том, как Бог питает и призывает дом Израилев. Но Израиль — это также отдельные люди. Поэтому эта аллегория может быть использована и в отношении Бога с Его отдельными, своенравными детьми. И поэтому, пока мы изучаем эту аллегорию, вставьте вместо оливкового дерева имя вашего любимого, но сбившегося с пути человека.
Давайте обратимся к следующему письму матери трудного сына.
«Я мать шестерых детей — четырех девочек и двух мальчиков, — которые все родились в течение девяти лет. Из-за того, что они были настолько близки по возрасту, поведение одного ребенка влияло на всех остальных. Мы в семье всегда были очень близки. Мы часто катались на лодках, водных лыжах, покоряли снег на лыжах, путешествовали пешком и играли вместе. Мы также работали вместе; убирали дом и двор, и каждому давалась определенная задача. Мы ходили в Церковь каждое воскресенье и были сплоченной семьей в здоровом и счастливом смысле слова. Мой муж был хорошим человеком; хорошим мужем и отцом. Но из-за работы ему часто приходилось уезжать из города, и мне ничего не оставалось, как самостоятельно заниматься детьми.
Самый старший сын, Скотт (имя изменено), всегда был трудным ребенком, еще с самого младенчества. Порой быть его матерью было утомительно. Он был моим четвертым ребенком, поэтому нельзя сказать, что я была неопытной, но из-за него я день за днем добиралась до кровати абсолютно измученной. Он выжимал из меня больше энергии, чем все остальные пятеро детей. Казалось, что ему доставляет удовольствие мучить его младших брата и сестер. Когда его старшая сестра входила в комнату, где он находился в это время, мгновенное напряжение было физически ощутимым, и все мы чувствовали это. Мы не могли провести домашний семейный вечер даже в течение нескольких минут без его попыток сорвать все.
Это был ежедневный хаос.
Однажды ночью, в отчаянии я даже спросила себя, может быть, мы должны отдать его в приемную семью. Я была шокирована тем, что мне вообще могли прийти в голову такие мысли. Но поведение Скотта было таким несправедливым по отношению к другим пяти детям; это было неправильно, что они должны были страдать от его постоянных издевательств. Той ночью я усердно молилась, чтобы узнать, была ли приемная семья правильным ответом. Я была в тупике, отчаянно пытаясь найти рациональный ответ. Я спросила Господа, почему Скотт пришел в нашу семью.
И тогда ответ тихонько пришел в мое сердце и разум: Дух прошептал, что я была единственной, кто любил бы его независимо от того, что он сделал, и что ему необходимо было получить все возможности для достижения успеха в этой жизни. Я должна была дать ему это. Это был проникновенный ответ, который успокоил мое измученное сердце и вдохновил меня искать другие способы работы с моим сыном.
И мы с моим мужем засучили рукава. Мы должны были научить его дисциплине и ответственности, не сломав при этом его дух. После множества молитв и напряженной работы, мы смогли пережить его подростковые годы. Потом последовало еще несколько лет, полных взлетов, падений и испытаний, в основном, вызванных им самим. Совсем скоро ему исполнится сорок лет. Он женат, и у него чудесная семья. Он замечательный муж и отец. И я так рада видеть его удивительно счастливым и более удовлетворенным, чем я когда-либо могла себе представить. Его жена совершенна для него, и мы все ее очень любим. Мы все любим Скотта, как мы всегда этого и хотели. Теперь, когда наши семья собирается вместе, это действительно радостное событие. У нас в доме царит любовь».
Дикая олива подобна своенравному ребенку
Когда мы впервые читаем об оливковом дереве в Иакове 5, мы приходим к пониманию того, что это дерево было горячо любимо хозяином виноградника, которым является Бог-Отец. Очевидно, что оно было с любовью питаемо в течение очень долгого времени. Но пока дерево росло, произошел кризис, и оно «начало портиться». Встревоженный, Господин прилагает усилия в попытке спасти его. Это была первая из многочисленных попыток и долгих периодов ожидания.
По мере того как аллегория описывает каждый шаг процесса, раскрывается характер Господа.
Чтобы оно не погибло
Первая попытка Господина спасти дерево продолжалась «много дней», пока Он старательно обрезал, вскапывал и удобрял его, чтобы оно «не погибло». Интересно, что в качестве стратегии для сохранения природного дерева, Господь позволил смешать его с дикими маслинами, чтобы сохранить корень природного дерева — единственную часть, которая еще не испортилась. Некоторым сторонним наблюдателям такой метод может показаться очень противоречивым.
Также приводит в замешательство готовность Господина срубить поврежденные ветви природного оливкового дерева и бросить их в огонь. Если кто-нибудь, кроме Господа, сделал бы это, мы, возможно, поставили бы под сомнение психическое состояние данного лица. Но пути Господа — не пути человека; очевидно, что у Него есть хорошо продуманный и зачастую отчаянный план сохранить дерево, и Он готов видеть долгосрочную перспективу и дать спасительному процессу время для работы. Позволив природному дереву смешаться с диким, Он пытался спасти здоровую часть любыми средствами, даже если это означало временно позволить существовать невообразимому в иных ситуациях смешению. Несмотря на то, что Господин знал, что природное дерево со временем начнет приносить дикие плоды, Он все равно контролировал конечный результат. Ну, а пока Он был готов сделать все, что необходимо, используя существующие ресурсы для сохранения дерева.
Терпение и долгострадание
Зенос осторожно описывает характер Господина, пока перед нами раскрывается аллегория. Например, при каждом шаге Господину «горько потерять дерево», и это указывает на Его глубокую привязанность и обязательство по отношению к Его созданию. Зенос перечисляет несколько усилий Господина, чтобы спасти дерево, а также подчеркивает, что каждое из этих усилий сопровождается длительными периодами ожидания со стороны хозяина, чтобы оценить прогресс дерева. Хотя каждое усилие приводит к сбою или осложнениям, Господин не сдается. Наоборот, Он начинает более усердно вскапывать, обрезать и удобрять; Он всегда трудится, чтобы сохранить хорошие части дерева.
Со временем Господин отправляет дерево (или его части) на протяженное и мучительное путешествие. Дерево (или его части) оказываются по всему винограднику, причем некоторые «в самых отдаленных частях» и «на худших участках на всей земле». Притча о блудном сыне называет отдаленные части «дальней страной». Но даже в этих отдаленных районах, Господь знает, где дерево и как вернуть его обратно.
Жизненно необходимая процедура
Периодически аллегория повествует о том, как Господин выполняет экстремальную процедуру, чтобы спасти дерево, обрезая и сжигая его части или пересаживая их, что в противном случае может показаться отчаянными или хаотическими попытками. И, наконец, из-за привитых диких ветвей, дерево кажется настолько сломанным, сегментированным и изуродованным, что уже совсем не похоже на первоначальное. В какой-то момент, когда мы, наконец, позволяем себе почувствовать малейшую надежду на то, что прогресс достигнут, мы обнаруживаем, что между корнями дерева и верхушкой происходит дисбаланс, и это угрожает его существованию. Кажется, будто Зенос пытается сказать нам, что тело и разум / дух работают друг против друга.
Что еще хуже — это то, что привитые ветви, которые Господин пытался сохранить в другой части виноградника, тоже испортились и были заглушены дикими ветвями. Тогда необходима еще одна процедура. Мы задаемся вопросом: кто мог бы когда-либо собрать это дерево обратно вместе и заставить его приносить снова добрые плоды?
Бог плачет
И здесь происходит что-то удивительное: «И было так, что Господин виноградника заплакал и сказал слуге: Что еще мог я сделать для виноградника своего?» В слезах, Господин начинает размышлять о том, что Он пытался сделать в течение длительного периода времени, чтобы спасти дерево, и теперь Он скорбел о том, что дерево не только продолжает приносить «горький плод», но и испортило находящиеся рядом деревья. И увидев эту плачевную ситуацию, Бог плакал!
А кто не плакал бы?
После всех Его усилий и долготерпения, совершенный, многострадальный Господин сокрушался о том, что кажется, что нет больше никакого другого пути, как срубить дерево и те ветви, которые оно погубило, и бросить все это в огонь. В Учении и Заветах Господь говорит о таком состоянии гнева, когда Он имеет дело со Своими упрямыми, нераскаявшимися, жестокосердными детьми. Он утверждает, что эти люди испытывают даже терпение ангелов небесных, которые, в конце концов, вынуждены воззвать о том, что пора и меру знать! «Вот, истинно говорю Я вам, ангелы взывают к Господу день и ночь, готовые и ожидающие, чтобы их послали жать нивы».
Вмешательство Спасителя
Затем, когда хозяин уже совсем готов бросить плохое дерево и ветви в огонь, «дабы не занимали они землю виноградника моего», слуга-посредник (Иисус Христос) делает шаг вперед и молит его: «пощади его еще некоторое время». Здесь аллегория раскрывает характер и миссию Спасителя. Спаситель пострадал за нечестивых, и Он не хочет, чтобы Его жертва была напрасной. Он пострадал за все их злодеяния и преодолел все, что стояло между непослушанием и возвышением, если люди покаются и вернутся к Нему.
Поэтому слуга, который символизирует Спасителя, умолял хозяина виноградника иметь еще немного терпения и милосердия в отношении испорченного дерева. В конце концов, Он убедил хозяина виноградника, который горевал из-за того, что Ему придется потерять Его дерево, попытаться еще один раз.
Последняя попытка восстановления
Тогда хозяин виноградника придумал последний, тщательно продуманный план (обратите внимание на то, что именно Он (Отец) является Тем, Кто придумывает план и отвечает за его выполнение). План включал в себя еще одну серьезную операцию на дереве. Этот план также охватывал широту и размах виноградника.
Вместе, Господин и Его слуга отправляются еще раз, чтобы привить, обрезать и обработать каждую частичку дерева от корней до ветвей. Их совместные усилия превысили все, что они пытались сделать ранее. Оно потребовало отделения природных ветвей от диких, которые к тому времени выполнили свою цель и должны были быть сожжены.
Для плана необходимо было позвать других слуг — земных и небесных, — чтобы помочь в его выполнении. Это массовое усилие превратилось в единую силу, чтобы сохранить дерево, используя все ресурсы, которые только мог собрать Господин. «А потому пойдем и со всей силой нашей потрудимся в этот последний раз, — сказал Он своим слугам. — Обрежьте… прививайте ветви… вскопайте вокруг них… унавозьте их, ибо приближается конец…» Хозяин повелел своим слугам обращать особое внимание на то, чтобы дерево росло равномерно — чтобы корни и верхушка были одинаковыми в силе. Пока слуги помогали восстановить дерево, они должны были тщательно убирать все плохие ветви и удобрять хорошие.
Грандиозные усилия Господина, которые охватили все его Царство и требовали огромного количества времени и ресурсов, закончились полным восстановлением и спасением Его любимого оливкового дерева, которое было «для него самым ценным от начала». Теперь и навсегда оно будет приносить лишь хорошие природные плоды.
Вывод
Разве эта аллегория не показывает усилия Отца и Сына спасти одного? Они готовы работать вместе и прикладывать огромное количество усилий, времени и ресурсов для достижения Своей цели. В процессе этого Они испытывают полный спектр эмоций, в том числе и гнев. Но Они всегда готовы попробовать еще раз и привлечь к помощи небеса и землю, чтобы спасти их драгоценное дерево. В конце концов, им это удается. Они предпринимают все необходимые шаги, чтобы спасти хорошие части дерева, а потом приводят все вместе в совершенной, сбалансированной форме, так чтобы дерево могло вечно приносить хорошие плоды.
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Гэри Баркдалл. Переводчик Елена Шэннон.
Эля
Latest posts by Эля (see all)
- Этот эксперимент меняет смысл фразы «стоять на святых местах» - 24.Август 2019
- Почему чувство бесполезности бессмысленно - 18.Май 2019
- Распознавание наших чувств: беспокойство или внушение Духа? - 4.Май 2019