Кулак

На этом месте оказывался каждый из нас — жертвы жестокого или несправедливого обращения, — и нам хотелось «отомстить». Надеюсь, эти моменты в основном остались в детстве, и, повзрослев, мы оставили их позади.

Но не всегда это происходит именно так. Иногда наши обиды настолько глубоки, что в глубине души мы хотим, чтобы наши «обидчики» страдали так же, как страдали мы. Мы хотим видеть, что они «получили по заслугам», и даже надеемся, что слова «что посеешь, то и пожнёшь» относятся к нашим врагам. Мы полагаем, что зло должно постичь злодеев, как справедливость.

Существует бесчисленное множество историй, книг и фильмов о бедном ковбое (или вставьте сюда любого другого героя), который в финале находит того, кто убил его брата (отца, иногда мать) и с удовольствием ему мстит. Только тогда, — как мы думаем, — пострадавшая сторона может вздохнуть спокойно.

Есть только одна проблема: в реальной жизни такого не бывает.

Ещё в 1960-х годах психологи провели исследования, доказывающие, что люди, сумевшие отомстить обидчику, на самом деле, в конечном итоге не стали чувствовать себя лучше. Это происходит из-за того, что месть усиливает агрессию. Пока мы прокручиваем в голове и перемалываем случившуюся несправедливость, её размер представляется всё больше и больше. Мы бередим свою рану до тех пор, пока она не распространяется по всему телу и не заражает его.

Эксперты также отметили, что мщение может породить порочный круг. Неизбежно, человек, которому вы мстите, вовсе не считает это соразмерным — вы явно переборщили с наказанием, оно оказалось гораздо больше, чем само «преступление», и теперь он полагает, что должен что-то сделать, чтобы уравновесить весы. И так далее, пока, как говорил Ганди, «око за око не сделает слепым весь мир».

Психологи также обнаружили, что люди не чувствуют себя лучше, когда преступники наконец умирают. Члены семей жертв бомбардировки остаются также убиты горем, как и раньше. И чем больше они думают о мести, тем хуже они себя чувствуют. Они могут сказать: «Я рад, что он получил по заслугам», но в их описании своего самочувствия не присутствует покоя и радости. В те моменты, когда они наедине с самими собой, они всё равно страдают. Они по-прежнему плачут. «Месть» не приносит желаемых результатов. Желание смерти или страданий для другого только делает вас подобным вашему врагу. И, в глубине души, это не приносит радости и удовлетворения.

Люди, застрявшие в менталитете подростка, могут чувствовать, что сведение счетов как-то сохранит вашу честь и покажет всему миру, что вы так просто не отступите. Это даст понять другим, что «тот, кто шутит с быком, попадёт к нему на рога». Но эта наступательная, недоверчивая, готовая к борьбе позиция не приносит глубокого и прочного счастья.

В своей книге: «Сила прощения: почему месть не приносит удовлетворения» Джудит Орлофф говорит: «Прощение — это действие, милосердно отпускающее желание наказать кого-то или себя за преступление». И хотя чувствовать гнев естественно, «месть делает вас хуже, она ставит вас на один уровень с теми злобными людьми, которых, как мы утверждаем, мы презираем. Кроме того, исследования показали, что месть усиливает стресс и подрывает здоровье и иммунитет. Конечно, если кто-то бьёт вас палкой, у вас возникает желание дать ему сдачи, что является основанием для войны. Для того чтобы развиваться лично, и как род человеческий, нам следует противостоять этой непредсказуемой жажде мести, и стремиться исправлять ситуацию более позитивно. Это не демонстрация слабости; это просто отказ действовать привычным разрушительным образом, лишающим всякого покоя. Как сказал Конфуций: «Прежде чем встать на путь мести, вырой две могилы».

Это не означает, что мы продолжаем оскорбительные отношения, или позволяем наркоманам разорять нас. Очевидно, что мы будем действовать, чтобы защитить себя. Но в наших сердцах мы должны действовать так, как напутствовал Иисус Христос, и подставлять другую щёку. Мы можем стремиться понять, как ужасно воспитывали этого человека, или какие тяжёлые травмы он, должно быть, пережил, которые сделали его таким жестоким. Часто жалость может придти на место обиде.

Если мы не сможем найти путь к прощению, мы, по сути, позволим злодею продолжать отравлять нашу жизнь. Как сказал Президент Генри Б. Айринг:

«Мы должны прощать, чтобы быть прощенными. Ждать, пока другие покаются, для того, чтобы мы смогли их простить и покаяться, значит позволить им выбрать за нас промедление, способное стоить нам счастья здесь и в вечности».

Если мы выбираем лучшую дорогу, то затем мы можем вложить эту энергию в позитивный рост, в наполнение нашей жизни тем, что действительно приносит радость. Это трудно, но как многие трудные вещи, это стоит того.

Вместо того, что поддаваться страданиям жертвы, мы можем повернуться спиной к несправедливости. Мы можем отказаться превращать пародию в трагедию.

В великой 6-й главе Евангелия от Луки, где Христос учит нас подставлять другую щеку и быть милосердными, Он говорит: «но вам слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (от Луки 6:27-28).

Христос знал, что месть — это не ответ. Он никогда не говорил: «преподайте им урок и заставьте их платить». Вместо этого Он просил нас молиться за этих людей. И, как сказал Марк Твен: «вы не можете лгать в молитве». Чтобы искренне молиться за кого-то, вы должны это прочувствовать.

Возможно, когда-нибудь появится фильм о мести, в котором герой поймёт, насколько бессмысленна его победа. Я надеюсь, что он повернётся к камере, и, обратившись к зрителям, скажет: «Не пытайтесь повторить это дома».

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор: Джони Хилтон. Переводчик: Анна Селимова.

The following two tabs change content below.

Эля

Эля живет по принципу: жизнь — это не те дни, которые прошли, а те, которые запомнились. Ей нравятся детский смех, вечерние прогулки с семьей, запах дождя, вельш-корги и эскимо с малиновым джемом. Эля живет с мужем и четырьмя детьми в Ореме, штат Юта.
Метки:
Share This