Две лепты вдовы

Могут ли две лепты привлечь внимание Бога небес? Услышит ли Он мою молитву? Знает ли Он меня? Знает ли Он, через что я прохожу? Поможет ли Он мне? История вдовы с ее двумя лептами дает нам представление о наших отношениях со Спасителем.

Вскоре после триумфального въезда Иисуса в Иерусалим и всего за неделю до того дня, когда Он отдал Свою жизнь в совершенном акте Искупления, Он пошел в храм, чтобы поклоняться и учить. Он провел там весь день, свидетельствуя о Своей власти, излагая притчи, говоря о разделении кесарева и Божьего, уча о небесном браке и двух великих заповедях и свидетельствуя о Его божественном Сыновстве.

Потом Он обратился к Своим ученикам и предупредил их остерегаться тех книжников, чье лицемерие причинило боль тем, кто был среди наиболее уязвимых — вдовам в Израиле. В древнем Израиле Господь заботился о вдовах. Если у них не было взрослых детей, которые могли бы позаботиться о них, они должны были выйти замуж за одного из родственников их мужа или быть принятыми его семьей.

Но если этого не происходило, вдовам грозила жизнь мучительного одиночества и нищеты. Еще хуже то, что вдовы, которые были бездетными, становились безнадежно несчастными. Они входили в число самых маргинальных членов общества. Если никто не испытывал жалости к ним, то они проживали остаток своих дней без надежды и любви.

Иисус предупреждал Своих учеников о жестоком обращении книжников к вдовам, пока Он смотрел во двор, наблюдая за «бедной вдовой», когда та положила две лепты в сокровищницу.

Лепты были самой маленькой по стоимости и по размеру монетой. Сокровищница находилась во Дворе женщин в храме, где стояло тринадцать сосудов для сбора дани для храма и добровольных благотворительных предложений. Каждый сосуд имел форму трубы — широкий наверху и узкий у основания, — и через него монеты попадали в коробку внизу. На каждом сосуде были прикреплены этикетки, на которых указывался тип пожертвования.

Хотя священные пожертвования должны были быть чем-то личным между дающим и Господом, металлические сосуды, в которые собирались предложения, находились в общественных местах, и каждое приношение сопровождалось громким лязгом. Поэтому любой человек во дворе мог услышать, как дающий опускает свои монеты, и часто все глаза обращались на звук.

Такое положение обеспечило благодатную почву для тех, кто искал похвалы. Те, кто жертвовал ради публичного признания, стремились купить больше, чем одобрение Иеговы, внося существенный вклад в виде тяжелой чеканки. Это было хорошо для бизнеса и для имиджа, когда человека в храме считали щедрым и набожным.

Возможно, именно такое лицемерие вызвало упрек Иисуса в более ранней ситуации, когда Он порицал тех, кто «трубят перед собою», когда дают милостыню (пожертвования ради бедных), чтобы их видели другие. Такие люди, говорил Он, променяли Божью награду на хвалу и честь у людей.

Нo не вдова. Она пришла настолько тихо, что Иисусу пришлось показать еe ученикам. Ее две крошечные лепты, наверно, приземлились на дно сокровищницы, как перья на хлопок.

Вдова приходит в храм

Хотя о вдове и ее лептах упоминается лишь в четырех стихах в Евангелиях от Марка и от Луки, мы можем многое узнать об этой верной женщине из ее истории.

Даже просто попасть в храм было непростой задачей. Подобно храмовому богослужению сегодня, если вы собирались пойти в храм, вы должны были планировать провести там большую часть вашего дня. Основной целью посещения храма были молитва и жертвоприношение. Помимо богослужения, вы также могли обратиться к Богу за помощью в вопросах, решениe которых былo выше ваших собственных сил. Бедные, отчаявшиеся и несчастные любого возраста искали убежища в xраме — ближайшем месте к Богу на земле. Там они надеялись увидеть и услышать Бога и получить Его помощь.

Скорее всего, так было и в случае с этой бедной вдовой. Так как она была нищей, у нее, скорее всего, не было детей, и, вероятно, что семья ее мужа бросила ее. Она, наверняка, была одинокой в этом мире, без поддержки, защиты или близких отношений. После смерти мужа она оказалась ни с чем, и даже если что-то после него и осталось, это все уже ушло.

После его смерти у нее не было приданого для содержания; невесты в Израиле получали подобное приданое, но, по-видимому, оно уже было израсходовано. Эта вдова была доведена до уровня вдовы, которая помогала Илии. Ее две лепты были по цене не более, чем «горсть муки в кадке и немного масла».

Но между ними были и еще одно сходство: подобно вдове древности, вдова, которую видел Иисус, также была готова отдать Богу все, что имела. Интересно, считала ли эта вдова, как и та другая, свою жертву последним, что она могла дать, прежде чем она легла бы и умерла.

Решение вдовы принести жертву привело ее к длинному мосту, который вел к Храмовой Горе, огромному комплексу на четырнадцати гектарах земли, который возвышался высоко в воздух и затмевал Иерусалим. Она должна была видеть массивные подпорные стены, которые поддерживали и окружали этот комплекс. В центре Храмовой Горы она смотрела бы на святой Храм, на Дом Господень, священное строение, связывающее землю и небо.

Популярная поговорка, наверно, звучала у нее в голове, когда она смотрела на него: «Тот, кто не видел Храма, не видел ничего прекрасного».

Подняв голову, она увидела бы внушительную остроконечную башню храма, с которой священник каждое утро трубил в трубу, ознаменовывая этим начало ежедневных жертвоприношений.

Оттуда можно было увидеть весь Иерусалим, римскую крепость Антонии на углу Храмовой Горы, богатый дворец Ирода возле городских стен, а за стенами, зловещую Голгофу и пугающий Каменистый холм с полостями, похожими на глаза черепа. Напротив Голгофы находилась гора Елеонская с ее прекрасным садом под названием Гефсиманский. Там скоро развернулись события, о которых она, вероятно, никогда и помыслить не могла.

Вдова оказалась бы у широких ступеней, которые вели на Храмовую Гору. Наверху этой лестницы находились ворота Хулда, а сразу за воротами были три бассейна, где она бы ритуально очистилась, чтобы получить доступ к самым святым местам храма. Там лежали многие нищие и немощные люди, надеясь и прося милостыню у посетителей храма. Было ли ей написано судьбой однажды стать одной из них?

Пройдя сквозь ворота храма, она поднялась бы по витиеватой, тускло освещенной лестнице, проходящей под Храмовой Горой и ведущей ко двору храма наверху. Когда она вышла из темноты на свет, у нее было ощущение, что она оказалась в небесном мире, и в результате этого, у нее, возможно, появилась бы надежда.

Это место называлось Двором язычников, потому что там можно было находиться представителям любого народа и религии. Это был огромный двор с двумя рядами потрясающих белых мраморных колонн, каждая из которых была более двенадцати метров высотой, и они проходили по периметру Храмовой Горы и поддерживали крышу, которая служила в качестве и прохода, и смотровой площадки.

Пересекая Двор язычников, вдова столкнулась бы с людьми различных национальностей и услышала бы диалекты из многих уголков мира. Она также увидела бы известных раввинов, пока они наставляли своих учеников в разных уголках двора. И, конечно, она опять заметила бы обездоленных людей, которые просили милостыню — слепых и увечных, — которых было так много, что кто-то мог бы с легкостью стать бесчувственным к их тяжелому положению. Сжалось ли у нее сердце от мысли о том, что она так близка к тому, чтобы присоединиться к ним?

Вдова проделала бы свой путь к великолепному храму, который возвышался, устремляясь вверх, с изумительным видом над балюстрадой внушительных стен, окружавших его, каждый вход с предупреждением к пришельцам о том, чтобы они не смели под страхом смертной казни пройти дальше. Белая и розовая поверхность храма из известняка была настолько блестящей, что ей пришлось бы прикрыть глаза, чтобы взглянуть на него. Издали храм выглядел бы, как большая снежная гора.

Части строения были украшены чистым золотом и драгоценными камнями синего и зеленого цвета. Золото и холодные цвета элегантно контрастировали с доминирующим белым фасадом храма. Возвышающиеся, позолоченные пилястры подчеркивали красоту храма. На вершине пилястр находились ровные зубцы вдоль крыши, напоминая корону царя.

Контрастируя этот впечатляющему визуальному пиру, рядом находились столы продавцов, которые сделали храм местом торговли. Ранее на той неделе Иисус очистил храм от этих людей, и это событие также сказалось на Его предстоящем распятии.

Подойдя к священным внутренним дворам, она выбрала бы одни из трех ворот, которые вели в первый двор, который назывался Двором женщин. Здесь ее заметил Иисус. За этим двором находился Двор мужчин или Двор Израиля и сам храм с жертвенным алтарем перед ним.

Из этого описания нетрудно понять, что эта вдова не случайно попала в храм. Она запланировала целый день, и ее намерение было очевидным — принести жертву и помолиться. Мы можем предположить, судя по ее скудному подношению, что она пришла туда, потому что была в отчаянии. У нее не было никого и ничего.

У нее было две лепты — несомненно, что она ​​решила пожертвовать ими, потому что в ней теплилась вера в то, что «жертва приносит благословения небес». У нее не было никакой другой надежды. Все, кто должен был заботиться о ней, оставили ее, и так как у нее не было в жизни мужчины, чтобы помогать ей быть в безопасности, давая ей стабильность и любовь, она теперь обратилась к Единственному, Кому она могла доверять. Здесь, в Его доме, она полагалась на Его милость.

Иисус видит вдову

Невозможно читать о вдове, не придя к выводу о том, что когда она предложила свою крошечную, но огромную жертву, она была абсолютно одинокой в своем смирении и нищете. Похоже, что в этот самый важный день ее жизни никто не обращал внимания на нее или ее тяжелое положение.

Но Иисус заметил. Он видел ее. Именно Тот, Кого она молила о помощи, заметил ее! Бог неба был в святом храме Его, о чем она и молилась, и Он увидел ее там в Своем доме!

Это подводит нас к непростому вопросу: был ли Иисус просто наблюдателем, или то, что Он заметил ее, побудило Его к действию? Чтобы ответить на этот вопрос, мы могли бы спросить себя, видели ли мы когда-нибудь, чтобы Иисус наблюдал за чьей-то болью, не спеша при этом на помощь. Можем ли мы представить себе, что Он воспользовался бы случаем, чтобы использовать вдову и ее отчаяние, как удобную визуальную помощь при обучении, а затем повернулся бы к ней спиной? Мы просто не можем представить себе образ Спасителя, который наблюдает, но не спасает.

Есть еще одна важная часть этой истории, на которую нам следует обратить внимание. Когда Иисус указал на вдову и ее жертву ученикам, Он, казалось, знал о ней все. Например, Он знал, что она вдова. Откуда Он это узнал? Конечно, не просто глядя на ее одежду. В конце концов, она была очень бедной, и, возможно, это была ее единственная одежда. Кроме того, в те дни траур, как правило, демонстрировался раздиранием одежды и посыпанием головы пеплом. Так что это произошло задолго до посещения ею храма.

Кроме того, Иисус знал, что она положила две лепты в сокровищницу. Откуда Он мог знать размер и количество монет, когда они были слишком малы, чтобы увидеть или услышать с такого расстояния?

Если уж на то пошло, откуда Он знал, что две лепты — это «все, что у нее было»?» Очевидно, что Иисус очень хорошо знал ее. Они никогда не встречались, и все же Он знал о ней все!

Что случилось с вдовой?

К сожалению, мы не знаем остальной части истории вдовы.

Но мы можем сделать предположения. Мы знаем, например, что вечный закон регулирует порядок уплаты десятины и предложений. Когда так проявляется вера, открываются отверстия на небесах. Эта бедная вдова пришла в храм, чтобы принести пожертвование.

Другой закон небес говорит о том, что мы должны просить, чтобы получить, и стучать, чтобы Господь отворил нам. Кроме того, мы знаем, что когда мы просим и стучим, мы также должны жертвовать, или наша молитва тщетна. Эта вдова пришла в храм, чтобы просить, стучать и принести жертву.

Если эта вдова постилась в тот день — и мы предполагаем, что это возможно, — закон поста также требует жертвы, которую, как мы отметили, вдова пришла принести в храме. Нам было сказано, что закон поста дает невероятные благословения, такие как облегчение тяжелого бремени, освобождение угнетенных, а также от ярма, которое удерживает нас в плену. Разве эти благословения не были доступны и для нее при послушании этому закону?

Наконец, мы знаем, что служение в храме дает самые великие благословения, которые доступны для детей Бога. Вдова в храме, несомненно, была достойна таких благословений.

С уверенностью мы можем надеяться на то, что жизнь этой вдовы изменилась. Возможно, сердца семьи ее мужа смягчились по отношению к ней. Может, кто-то сжалился над ней, или у нее вдруг неожиданно появились деньги. Может быть, в ее жизнь вошел другой мужчина и спас ее от одиночества и бедности? Могло произойти что угодно, и у нас есть все основания полагать, что что-то произошло. Почему? Потому что мы знаем, Кто ее заметил!

Мы можем многому научиться у этой вдовы. Когда нам одиноко, плохо, мы в отчаянии или обнищали в каком бы то ни было смысле этого слова, мы можем также положиться на веру и приблизиться к Господу, чтобы отдать ему все, что у нас осталось. Эта жертва называется жертвой сердца.

Скорее всего, когда мы принесем нашу жалкую жертву, мы зададим себе вопрос: достаточно ли этого?

Возможно, мы даже спросим себя: «Увидит ли Он меня? Привлекут ли мои мизерные лепты внимание Бога небес? Услышит ли Он мою молитву? Знает ли Он меня? Знает ли Он, через что я прохожу? Поможет ли Он мне?

И ответ на это — да.

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте на Meridian Magazine. Автор Лэрри Баркдалл. Переводчик Елена Шэннон.

The following two tabs change content below.

Елена

Лена – безнадежный оптимист. Она любит золотые закаты, хорошие книги, детские объятия, бегать босиком по зеленой траве и терпеть не может вставать с петухами. Она глубоко ценит семейные отношения и верит в силу молитвы. У Лены три сыночка и лапочка-дочка. Со всем своим большим семейством, она и ее любимый муж живут у подножья гор в Игл-Маунтин, штат Юта.
Share This