Закат на берегу океана

Представьте себе такую картину. Вы замужем (женаты). Вы решаете для себя, что для того, чтобы удержать ваши отношения, вы будете делать следующее: каждый день, приходя с работы, вы здороваетесь со своим супругом (супругой); вы даете им знать, что цените их в своей жизни; затем вы рассказываете друг другу о ваших насущных проблемах и пытаетесь помочь друг другу; потом вы переключаете внимание на что-то еще. И так вы следуете этой модели каждый день.

Некоторое время это действует довольно хорошо. Вам будет казаться, что это хорошая привычка, которая помогает вам оставаться на одной волне. Однако, в какой-то момент, вы можете обнаружить, что такая модель ограничена, и что в конце концов вам захочется что-то изменить. Вам захочется найти способ наладить более глубокую связь с вашим супругом. Возможно, вам захочется обсудить более широкий круг тем и более подробно рассказать о том, чем вы занимались в тот день. После тяжелого дня на работе вам, возможно, захочется, чтобы ваш супруг вас поддержал и утешил. Возможно, вы попросите совет. А может быть вам просто захочется поболтать. И конечно же, вам также захочется узнать, что происходит в жизни вашего супруга. В какие-то дни вам захочется поговорить подольше, а в другие вы можете быть заняты чем-то важным и попросите вашего супруга поговорить попозже, когда у вас будет больше времени.

Скорее всего, вы надеетесь, что ваши разговоры помогут вам сблизиться и укрепить особую связь, которая существует между вами. Нахождение какого-то определенного способа оставаться на одной волне с вашим супругом может иметь куда более важное значение, чем стремление следовать определенному шаблону день за днем.

Стандартная формула молитвы

В Церкви обычно учат стандартной формуле произнесения молитвы. Нас учат, что в молитве должно содержаться обращение к Богу («Отец Мой Небесный…»), благодарность, просьба и заключение. Это прекрасная формула, которой волонтеры учат интересующихся слушателей, ведь некоторые из них и понятия не имеют, как молиться Богу. Мы учим этой формуле наших детей, когда они еще только учатся говорить с Богом. Эта формула помогает нам научиться проявлять особое уважение к Нему, осознать пользу выражения благодарности и получить утешение в том, что мы можем обратиться к Господу за помощью.

Когда мы становимся старше, нам хочется чего-то более глубокого. И самые важные отношения, которые у нас есть в этой жизни – это отношения с нашим Небесным Отцом. Поэтому нам следует убедиться, что когда мы обращаемся к Нему в молитве, мы уделяем особое внимание налаживанию более глубокой связи и близости с Ним. Искать Его, делиться тем, что у нас на душе, подгонять наши желания под Его, получать Его милосердие и наставление,  чувствовать Его любовь к нам – вот чего мы ищем. Для того, чтобы наладить нашу связь с Ним, мы должны убедиться, что наши молитвы осмысленные, и что мы не превращаем их в какие-то особые обряды. Не забывая об основных принципах молитвы, которым нас научили, по ходу нашего личностного роста мы сможем научиться тому, как сделать наши молитвы более разнообразными.

Примеры из Священных Писаний

В юношестве я часто огорчался из-за того, что думал, что не умею молиться. Обычная формула произнесения молитвы была не для меня.

Как-то один из моих учителей в Церкви посоветовал нам молиться и размышлять по крайней мере 20 минут каждый день. Я подумал, что может быть это то, что мне нужно. Но должен признаться, что я быстро начинаю отвлекаться. Много раз, когда я пытался молиться 20 минут, мои мысли переключались на распродажу электроинструментов в Home Depot.

Мне хотелось найти какой-то другой способ произнесения молитвы – что-то, что больше подходило лично для меня. К счастью, мне помогли примеры из Священных Писаний.

Когда мне было лет 35, я оказался в полном отчаянии. Иллюзия того, что я был хорошим человеком, наконец-то была рассеяна мучительной реальностью моей неполноценности. В отчаянии, я вспомнил знакомые слова Алмы: «О Иисус, Сын Божий, помилуй меня». К моему удивлению, я сразу же почувствовал утешение. Я ожидал упреки с небес и несколько лет адских наказаний, но вместо этого Отец схватил меня в объятия и показал мне Свою любовь. Я был так удивлен!

Это было не только неожиданно, но даже показалось неправильным. Как может Бог успокаивать грешника? Но потом меня осенило – если я смирен перед Господом, Он помогает мне стать чище. А когда я становлюсь чище, Он пребывает со мной.

Пример Алмы помог мне сделать большой прорыв в моих молитвах. Я понял, что молитва – это не просто вежливая мольба о помощи. Нет! Это когда заблудший и сбитый с толку сын, находящийся в чужой и враждебной земле, обращается домой за помощью и наставлением. Мои молитвы намного более эффективны теперь, когда я лучше понимаю, насколько я нуждаюсь в божественной помощи. Если я хочу преодолеть трудности жизни, я должен взывать о милосердии свыше.

Многие из нас в своих выступлениях о молитве цитируют Амулека (Алма 34), который наставляет нас молиться в наших полях, в наших жилищах и в пустыне, а также молиться о наших урожаях, наших стадах и всех наших домашних. Нам следует молиться «и утром, и в полдень, и вечером» (стих 21). Но я еще не слышал, чтобы когда-то кто-то цитировал подконтекст этих стихов:

«Да, взывайте к Нему о милости, ибо Он имеет силу спасать. Да, смирите себя и пребывайте в молитве к Нему» (стихи 18 и 19).

В молитве мы не только должны «давать указания» Господу по поводу того, что мы от Него хотим, мы также отдаем себя Его милости. Мы должны понимать, что все хорошее приходит в нашу жизнь благодаря Ему. Так мы даем Ему понять, что мы осознаем, что зависим от Него. Прошение о милости очень отличается от выставления требований.

Молитва, согласно Амулеку, также может быть продолжающимся разговором. Одна моя хорошая подруга рассказала мне, как она молится. Принимая во внимание свою личную ситуацию, она нашла способ «адаптировать» свои молитвы, и ее молитвы стали продолжающимся разговором с Небесным Отцом. Вот как она описывает это:

«Я была одинокой всю свою жизнь. У меня нет никого, с кем бы я могла поговорить и обсудить свой день. Поэтому часто я просто разговариваю со своим Небесным Отцом, рассказывая Ему о событиях, которые произошли в тот день, и размышляя о том, что меня беспокоит. Иногда я делаю это в конце дня. Иногда я говорю с Ним, когда я за рулем или когда я одна. Такое общение с Ним помогает мне не чувствовать себя одинокой. Мои молитвы содержат и другие компоненты, но чаще всего, мои обсуждения с Ним моих мыслей и переживаний – самая важная часть моих бесед с Ним. Когда я рассказываю Ему обо всех событиях, произошедших на неделе, это помогает мне видеть эти события Его глазами. Эти молитвы-беседы дают мне утешение и помогают мне лучше понимать происходящее. И хотя иногда я следую стандартному 4-шаговому образцу молитвы, чаще всего я не следую никаким правилам. Я просто разговариваю со своим мудрым, любящим другом – моим лучшим Другом и Отцом».

Нас часто учат, что наша молитва должна быть прилежной. Но это не значит, что мы просто должны лучше просить. Напротив, если мы понимаем, что молиться прилежнее – это значит осознавать, что мы полностью зависим от милости и доброты Того, Кто может спасти нас, наши молитвы будут намного продуктивнее. Мы привыкли справляться со своими проблемами сами, но Бог хочет, чтобы мы открыли Ему свои сердца.

Много лет я использовал слова Алмы, когда он молился о милосердии. И до сих пор я часто взываю: «О Иисус, Сын Божий, помилуй меня» (Алма 36:18). Эта молитва очень сильна, но есть еще один очень эффективный способ молиться – этому способу я научился у брата Иареда.

Брат Иареда

История брата Иареда из Священных Писаний уникальна. Сначала Господь три часа порицал его, «потому что тот не вспоминал призывать имя Господа», а позднее он пребывал в присутствии Бога (Ефер 2:14) благодаря его неординарной вере (Ефер 3:15). Что же позволило брату Иареда попасть в присутствие Божие, если вначале Господь так сильно порицал его? Это очень важный вопрос. То, что произошло, учит нас основным принципам общения с Богом.

Я с интересом изучал молитву брата Иареда в книге Ефера 3 (стихи 2-5) и думаю, эти стихи могут научить нас молиться особенным способом.

Контекст:

О Господь, Ты сказал, что мы должны быть окружены потоками (стих 2).

Вот, о Господь, Ты побил нас за наше беззаконие и погнал нас вперёд, и все эти многие годы мы находимся в пустыне (стих 3).

Подход:

Ты свят и пребываешь на Небесах (стих 2).

Ты обладаешь всей силой и можешь сделать всё, что пожелаешь, ради блага человека (стих 4).

Объяснение:

О Господь, и не прогневайся на Твоего слугу за его слабость перед Тобой; ибо мы знаем, что мы недостойны перед Тобой; и естество наше из-за падения постоянно пребывает порочным (стих 2).

Мольба о милости Божией

О Господь, посмотри же на меня с жалостью, и отврати гнев Твой от этого Твоего народа (стих 3).

Мольба о Божьей помощи

О Господь, дал нам заповедь, что мы должны взывать к Тебе, что от Тебя мы можем получить согласно нашим желаниям (стих 2).

Ты был милостив к нам (стих 3).

Вот, о Господь, Ты можешь сделать это. Мы знаем, что Ты способен явить великую силу, которая кажется малой в понимании человека (стих 5).

Я немного изменил молитву брата Иареда и кое-что добавил. В результате получилось следующее:

  1. Отец, ты Свят и пребываешь на небесах. Твое величине невозможно передать словами и Твоя милость за гранью всякого понимания. Я поражен Твоей благостью и бесконечно благодарен, что Ты дал нам о Себе знать.
  2. Из-за моего падшего состояния, я беспрестанно творю зло. В моей жизни сейчас полный беспорядок, и я это знаю. Я ни на что не претендую. Я в полном отчаянии.
  3. Окажи сострадание. Избавь от гнева Своего. О, Господи, сжалься надо мной! Я так нуждаюсь в твоем божественном даре.
  4. Благослови согласно нашим желаниям.

Эта модель молитвы брата Иареда особенно хорошо работает в те самые сложные моменты жизни, когда нам нужно получить откровение. Я вижу общую связь между основными четырьмя принципами молитвы и той молитвой, которой нас учат в святых местах. Более того, я думаю, что Господь порицал брата Иареда не потому, что он забыл помолиться, а потому, что в трудный час он не использовал тот особый способ молиться, которому научил его Господь.

Я признаюсь, что молитва брата Иареда – не самый подходящий пример молитвы для причастных собраний. Но она очень хорошо подходит для тех случаев, когда нам необходимы благословения небес. Каждый день я начинаю с такой молитвы. Я также использую этот способ молиться, когда принимаю причастие.

Существует столько же способов молиться, сколько причин для того, чтобы молиться. Когда мы понимаем, что молитва – это способ призвать высшие силы, чтобы справиться с трудностями, тогда мы можем видеть, что есть разные способы молиться. В некоторых молитвах мы молим о спасении. В других – мы ведем тихую беседу. Однако, во всех молитвах мы показываем, что нуждаемся в милости небес.

Я понимаю, что я вырос духовно благодаря тому, что начал следовать примеру молитвы из Священных Писаний. Теперь молитва для меня – это беседа с моим самым близким другом, которого я очень люблю. Те шаги молитвы, которым нас научили в детстве, это хорошая основа молитвы. Однако по ходу того, как в нашей жизни начинает происходить все больше и больше, и наши отношения с Небесным Отцом развиваются и укрепляются, нам не следует зацикливаться на какой-то одной форме молитвы. Нам следует стараться найти более близкие для нас способы молиться Всемогущему, который призывает нас прийти к Нему. В таких случаях отмечать галочки в молитве – не самый лучший способ. Нет. В таких случаях я взываю к Нему с большим уважением. Я беседую с Ним по ходу того, как в моей жизни что-то случается. Я молю о небесной милости. Я прислушиваюсь к Его мудрому совету.

Именно такие молитвы мне нравятся больше всего.

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Авторы Уоллес Годдард и Барбара Кейл. Переводчик Ольга Малетина.

The following two tabs change content below.

Ольга

Лингвист, филолог, переводчик. Ольга свободно говорит по-английски и по-португальски, увлекается здоровым питанием, любит читать и путешествовать. Ольга и ее муж живут на Каймановых Островах.
Share This